[Фары | Задние фонари | Лампочки | Батарейки | Аккумуляторы | Велогенераторы | Самоделкин ]
Самоделки
оглавление
Самодельный задний маячок © Alexander Postnikov
Рекомендую самодельный вариант простого и дешевого заднего
велофонаря (габаритника). Потребляемый ток в "непрерывном" режиме 8 мА, в мигающем
~1.5 мА.
Таким образом, пара щелочных элементов типа АА емкостью порядка 2.5 А/ч проживет
в режиме "непрерывного свечения" порядка 300 часов, в режиме мигания около
2000.
"Непрерывный" режим обеспечивается миганием с частотой ~40 Гц, что на глаз
воспринимается как непрерывное свечение. Яркость (на глаз) не хуже, чем у
фирменных, а порой и лучше. Схема испытанная, показала
себя хорошо. Номиналы деталей и типы транзисторов изменять нежелательно. Частота
мигания зависит от емкости конденсатора С (который идет на базу КТ315) и
сопротивления резисторов, идущих от базы КТ315 на плюс питания, а также типа и
количества светодиодов и сопротивления резисторов в их цепи.
Но изменять номиналы этих деталей (особенно частотозадающих, которые в
цепи базы КТ315) в широких пределах не рекомендую - трудно будет заново настроить оптимальный и наиболее
экономичный режим. Резистор 2 мегаома,
стоящий параллельно светодиодам - необходим (он стабилизирует режим, без него схема может
вообще отказаться нормально работать). И четыре светодиода - наиболее оптимально (при другом
количестве, кроме того, потребуется подбор деталей частотозадающей цепи). Удобнее
всего расположить светодиоды в ряд. Защитная крышка (плафон)
не должна быть матовой.
корректировка к схеме от 2011-05-30:
Обозначения на схеме:
СВД - сверхъяркие светодиоды красного свечения фирмы Kingbright типов L-53SEC,
-SET, -SRC-E, -SRC-F, в крайнем случае L-53SRC-C, -SRD-G (эти при прочих равных
условиях ~в 3 раза менее яркие, но и более дешевые).
Переключатель трехпозиционный, например, типа ПД21, пускает
ток либо через один резистор 900кОм, либо через оба
резистора (900кОм+2МОм), либо совсем отключает базу КТ315 по постоянному току - режим
"выключено". Можно сделать и отдельный выключатель, установив его в разрыв
провода, идущего от элементов питания (в этом случае переключатель режимов
(мигание / "постоянный свет") можно применить двухпозиционный, однако на
срок службы элементов в выключенном режиме введение
такого выключателя не повлияет, ибо при закрытых транзисторах (в положении "выключено" в варианте
с трехпозиционным переключателем) потребления тока не происходит. Отдельный
выключатель питания имеет смысл применять либо если нет в
наличии трехпозиционного переключателя, либо если нужно сделать дистанционный
(вынесенный на проводах) выключатель, установленный в любом удобном месте
велосипеда".
оглавление
Фара-прожектор от меня
Берем рефлектор от
поискового прожектора (устанавливается на
"скорой помощи", милицейских машинах и
т.п.) в него вставляем мотоциклетную
лампочку накаливания (6V), берем шесть "квадратных"
батареек, подключаем по три
последовательно и эти два блока из трех
батареек параллельно. Приделываем любой
выключатель и получаем прожектор со
следующими возможностями:
1. фокусировка в
весьма широких пределах
2. При высоте источника над землей ~110см и расстоянии до касания земли ближней частью полезного светового пятна освещенная область длиной ~4м и шириной ~2м. (фокусировка оптимальная)
3. хорошая освещенность на расстоянии ~40м. (фокусировка оптимальная) Я имею в виду, что в ~40 метрах в пределах пятна видимость не сильно отличается от пасмурного дня, но ессно, с большей контрастностью за счет распределения теней.
4. Длительность работы - ~1.5 часа. Для большей длительности подключайте дополнительные блоки из трех батареек в параллель.
Note: обязательно использовать именно 6V мотоциклетную лампу, потому что она дольше всего способна работать в режиме перекала.
оглавление
Фара от Дмитрия Флерова (spb)
Hекоторое время назад на Велопитере велась оживленная дискуссия по поводу
применения свинцово-кислотных аккумуляторов (SLA) Panasonic для питания фар на
MTB. Crazy Biker, Dmitry Laushkin и другие уже смонтировали у себя работающие
системы освещения, а теперь и я хочу поделиться опытом создания и небольшой
эксплуатации. :) Сразу оговрюсь, что все цены и места покупок даются не для
рекламы, а для справки - найдете дешевле/лучше - поделитесь, plz.
Итак, исходные предпосылки - стоявшая на байке отеч. "квадратная" фара +
генератор + имп. noname галогенка 2.5V 0.5A (2 батарейки) совершенно не
устраивалаи по количеству освещения + любая грязь или сырость под колесами
убивали освещение вообще. :) Hеремонтнопригодность всей конструкции и некрасивый
внешний вид из-за торчащих проводов. :(
В фирме "Сентоса" (www.sentosa.ru) (по инфе, предоставленной Д. Лаушкиным (c) :)
) был приобретен SLA 6V 7.2Ач (~293р). Аккуратный прямоуглоьный кирпичик, весом
1.2кг и размерами чуть побольше ежедневника :). Для размещения аккума на байке в
Пик-99 (www.velopiter.spb.ru, ссылка Пик-99) была приобретена подседельная сумка
Трек-08 (самый маленький их подседельник), куда аккум успешно влез - т.е.
небольшая часть его все-же торчала наружу, однако не мешала закрываться сумке и
место под разъемы подключения оставалось. (~90р)
Далее встал вопрос о замене лампочек. Галогенки пришлось отбросить, т.к. на 6V
они оказались дефицитом :(, во-вторых, стоимость галогенки 7.4V 3W на Казакова
оказалась 80р! Hафиг, были куплены две криптоновые лампы 6V 0.5A и 0.75A
соответственно по 15р за штуку (первая "линия" от входа, слева по ходу стоят
контейнеры, за велосипедным контейнером через 2 или 3 стоит контейнер с дядькой и
лампочками. :) ) Там же было куплено ~3м аудиокабеля (3р метр) - сам провод в
черной изоляции, внутри две жилы и экран, толщина не больше толщины рубашки
тормозного тросика; и пачка видеоразъемов "колокольчик" по 1р за штуку.
Монтаж:
1. Имп. галогеновая фара на руле. Выброшены батарейки, оставлен штатный
выключатель, выкинута лампа и поставлена криптонка 6V 0.5А. Hа бок смонтирован
разъем "колокольчик-мама". Переделка зеркала световозвращателя фары не
производилась, т.к. там сбоку от лампочки уже есть два отврестия для теплоотвода.
2. Сов. "квадратная" велофара на переднем крыле. "Прожектор" :) Выброшен
генератор, поставлен разъем "колокольчик-мама" и тумблер, просверлены две дырки
внизу корпуса для охлаждения. Зеркало фары рядом с отверстием для лампочки также
просверлено (сверлите аккуратнее, т.к. серебрянка легко отслаивается и большими
кусками! :(( ). Для закрепления криптоновой лампы на штатном патроне сооружен
проволочный держатель (иначе лампочка при сборке фары выдавливается контактом "-"
и падает внутрь рассеивателя). Держатель не слишком удобен для замены лампы, буду
придумывать что-то другое.
3. Задний фонарь - (не актуально владельцам имп. светодиодных фонарей) - обычный
сов. велосипедный. Поставлен разъем и тумблер, лампочка оставлена родная,
накаливания, 6.3V 0.35A. Отражательная часть (там где нет лампочки) просверлена и
привинчен большой квадратный красный отражатель. Закрепление на планку и назад
багажника.
4. Спаяны два кабеля питания: аккум-задний фонарь и аккум-фары (аккумулятор висит
в подседельной сумке), "+" - две жилы, "-" экран, т.к. ток там предполагается
немаленький :).
5. Собс-но, установка. Hазад кабель по багажнику, вперед кабель по рубашке
заднего тормозного тросика. Для большей эстетики закрепление можно делать черной
изолентой, а не синей, как сделал я :)
Результаты:
Положительные
- Света стало много, он стал яркий. Дорогу видно отлично. Пешеходов просто
сдувает :) Водилы морщатся т.к. надо лучше отрегулировать угол фары на крыле -
вместо дороги она большей частью светит как раз в морду встречным водилам :)
- Световое пятно от сов. "квадратки" как ни странно, куда лучше импортной.
Во-первых хороший конус рассеяния у колеса - боковое освещение (яркое) ~на 80см
влево-вправо. Круглое пятно основного луча, дорогу в нем отлично видно. Плюс
сказывается ее низкая (на переднем крыле) позиция.
- Световое пятно от "галогенки" на руле также стало гораздо ярче, хотя мне оно
изначально не нравилось своим узким "как лезвие" лучом. Хотя света стало
настолько больше, что вобщем, можно ехать при слабом внешнем освещении только при
включенной "галогенке".
Hе выясненные:
- перегрев сов. "квадратки" остался невыясненным. За бортом в пробном заезде
минус, да и время - всего полчаса. Температура нормальная. Hадо будет остваить
дома поработать. Хотя в случае перегрева можно будет расширить имеющиеся на
нижней поверхности фары дырки и поставить на них воздухозаборник - тогда при
движении будет принудительное воздушное охлаждение :)
Собираюсь купить еще одну такую же noname галогенку, поставить ее на руль слева,
для симметрии. :) Хотя это явное излишество в угоду внешнему виду, :)) т.к. света
вполне хватает.
Возможный альтернативный вариант - покупка на том же Казакова сов."круглых"
велофар в кол-ве двух штук (~60р за фару), переделки их вышеописанным способом и
установки (парой) или на бустер тормозов на переднем колесе, или на переднее
крыло или на переднюю вилку вблизи оси переднего колеса (по одной слева и
справа). IMHO, света там будет гораздо больше, а по цене они куда меньше, чем Cat
Eye с аналогичным диаметром. :)
P.S. Выражаю благодарность Crazy Biker'у за поданную идею использовать такой
аккум для байка, Диме Лаушкину за адрес Сентосы и подробные консультации о
заряжянии и применении аккума. Hадеюсь, никого не забыл :)
А, да! Выражаю признательность всем, дочитавшим до этого места! :))
© Dmitry Flyorov (SPB)
оглавление
Полезные тематические ссылки
Усовершенствование заднего фонаря фирмы CAT EYE - Статья Алексея Иванова
оглавление
[Фары | Задние фонари | Лампочки | Батарейки | Аккумуляторы | Велогенераторы | Самоделкин ]
|
|