Подходящее седло
Больная тема. В прямом смысле, кстати говоря. Неподходящее седло запросто может сработать как итальянский сапожок, только для задницы.
До сих пор я не видел сколько-нибудь удовлетворительного критерия определения "подходящести" седла. Думаю, что надо считать таким критерием проезд 150-200км в разных условиях (пересеченная местность/грунтовки/асфальт), при этом не ощущая дискомфорта в седалищной части. Естественно, при соблюдении правил езды на длинные дистанции.
А если не соблюдать, то считать таким критерием возможность проехать километров 30 без остановок и после, опять же, не ощущать дискомфорта. И конечно же оба "теста на совместимость" должны проводиться, когда уже мягкие ткани присиделись (это суммарно как минимум часов 10-15 в седле в течение 2 недель), а не в первый же день на новом седле.
В нормальных веломагазинах, к нашим проблемам относятся с пониманием. К примеру, в ЦСКА и Ювенте, продавец вам предложит аккуратно заклеить рамку седла изолентой и пробно покататься пару выездов. И, если седло не подошло, спокойно возьмет обратно (при сохранении товарного вида, конечно же). В ЦСКА зимой 2008 года привезли примерочный стенд для седел - полезная штука.
Тип седла
Тип седла зависит от стиля катания. Для прогулок - это обычно широкие, мягкие седла, зачастую подпружиненные. На таком седле невозможно ехать в спортивном режиме, оно способствует натиранию прилегающих частей тела. Обычные спортивные седла представляют самую большую группу, о них скажу ниже более подробно. Седла для DH отличаются повышенной прочностью и увеличенными размерами. Седла для акробатики делаются возможно более узкими, чтобы ноги за них не цеплялись.
Далее я постарался представить примеры типичных седел для разного применения.
Шоссейное седло. Жесткое, с прямым профилем, довольно длинное, с узкими крыльями. Может быть с гелевыми вставками.
Седло для кросскантри. Относительно мягкое, профиль может быть как прямой, так и сложной формы.
Седло для эндуро. Относительно мягкое, с подъемом в задней части и слегка приопущенным носом.
Седло для даунхилла и фрирайда. Усиленные рамки толщиной 8мм, крылья сильно опущены вниз для улучшения управляемости, нос сильно загнут вниз для облегчения соскальзывания за седло. Может быть как весьма мягким, так и относительно мягким.
Седло для дирта и акробатики. Усиленные рамки, седло укорочено, толстый амортизирующий слой относительно мягкого наполнителя. В предельном варианте больше похоже на седло от совсем детского велосипеда.
Женское гоночное седло. Жесткое, широкое в задней части (может быть с подъемом или без), с заметно опущенными крыльями.
Женское спортивно-туристическое седло. Относительно мягкое, широкое в задней части (может быть с подъемом или без), с заметно опущенными крыльями.
Прогулочный диван. Огромное, мягкое, тяжеленное седалище с литром геля внутри. Самый простой тип для выбора. Сел вертикально сверху, ноги вниз свесил, прочувствовал. Удобно - берешь.
Геометрия седла
Теперь об анатомии. На картинке выше красными полями показаны критичные для выбора седла зоны. Желтыми полями - менее критичные.
Красная зона с римской цифрой I - на него приходится основная нагрузка. Соответственно, в этой зоне седло должно подходить под ваш вес и не продавливаться до жесткой основы. Определяется примеркой на жесткой поверхности или на стенде.
Красная зона с римской цифрой II - на нем будет лежать хозяйство, а оно не любит давления и вибрации. В этой зоне седло должно быть необходимо-достаточно широким для вашей анатомии. Определяется только личным опытом. В очень общем случае, для прогулочно-походной посадки, в зоне II не должно быть выпуклости.
Желтая зона без обозначений - край (крылья) седла. Необходимо удачно подобрать ширину седла в этой области и саму форму края. На левой нижней картинке край с относительно острым углом, на правой нижней - полностью скруглен. На личном опыте придется понять, какой тип края вам больше подходит и какой формы нужен вырез крыльев. Неподходящий (слишком широкий или слишком острый) край крыльев может сильно наминать мышцы бедра и здорово мешать управлению на сложных трассах, во время езды стоя. Размер min в идеале должен быть минимально-достаточным для вашей анатомии (этот размер рассматривается только вместе с формой выреза крыльев).
Седло следует подбирать такой ширины, чтобы седалищные кости с него не свешивались, на иллюстрации сверху показан размер max в который ваши кости должны вписаться. Однако, слишком широкое седло может превратится в причину постоянных потертостей и общего дискомфорта.
Следующий важный момент - продольный профиль седла. Два типичных варианта изображены на картинке выше. Профиль, близкий к прямому (красный), рекомендуется для спортивного и гоночного режима катания, а также людям худого и нормального сложения в хороших физических кондициях. Для агрессивного катания по пересеченной местности, имеет смысл предпочесть седло с подъемом в задней части (синий профиль), чтобы разгрузить промежность и снизить вероятность случайных ударов. Также синий профиль больше подойдет для людей с избыточным весом просто для разгрузки промежности.
Геометрия седла должна соответствовать геометрии мягкой части промежности: не должно возникать существенного давления на мягкие ткани промежности. В этом плане представляют интерес V-образные седла, а также седла с формованными прокладками. Теоретически они способствуют улучшению кровотока в тканях, по сравнению с обычными седлами. Но как обычно, разные тесты противоречат друг другу, и в конечном счете все упирается в анатомию конкретного человека.
Материалы
Верх
В настоящее время верх седла делается из: чистой кожи; синтетической кожи, или кордуры, или натуральной кожи с наполнителями; карбона.
Седло, полностью сделанное из толстой свиной кожи - это олдскул, требующий длительной притирки и правильной эксплуатации. Дорого, не очень практично, но, правильно притертое седло удивительно комфортно. Самые известные седла такого типа - Brooks
Современная синтетика высокого качества и натуральная кожа слабо отличаются по свойствам друг от друга, здесь все определяется наполнителями. По сути дела, наполнителей сейчас два: пена (foam) и гель (gel). Пена используется всегда и везде, а гель вставляется в пену там, где нужно максимально убрать вибрационные и ударные нагрузки. Пена очень сильно различается по жесткости (буквально от ластика до природной губки), а гель почти весь одинаковый. Седла с гелевыми вставками заметно дороже.
Тряпичный верх (модификации кордуры) дышит лучше чем кожа, или хорошая синтетическая кожа, велотрусы по нему меньше скользят. Однако тряпка менее стойкая к механическим повреждениям и практически не поддается ремонту.
Дешевый дерматин тоже имеет право на существование, по причине крайне низких цен.
Седла с карбоновым верхом - удел профессиональных гонщиков и маньяков-облегченцев. Теоретически, полезность такого седла в том, что его можно сделать под индивидуальную анатомию - все равно производство ручное.
Жесткость седла нужно подбирать индивидуально: кто-то может ездить и на "куске деревяшки", а кому-то требуется хорошая гелевая прокладка под седалищные кости. К сожалению, это можно выяснить только перепробовав несколько седел. Лично я придерживаюсь мнения, что седло должно быть жестким - это заставляет быстрее ездить и не лениться привставать на неровностях.
Рамка
Самый распространенный - хромомолибденовый сплав. Достаточно прочный для любого применения, но тяжеловат. Хорошо гасит высокочастотную вибрацию.
Обычная сталь ставится на самые дешевенькие седла. Гнется и ломается.
Алюминиевые сплавы используются в гоночных моделях для снижения веса седел. Достаточно прочно, но не вечно.
Титановые сплавы ставятся только на топовые седла. Очень легкие, прочные, отлично справляются с вибрацией.
Карбоновые рамки также ставятся только на топовые гоночные седла. Очень легкие, но жесткие. Карбон в районе крепежа защищается или заменяется металлическими трубками.
Мужское и женское седло
Чем отличается женское седло от мужского? Это один из наиболее часто возникающих вопросов. Фактически, женское седло всего лишь шире мужского из-за различий в физиологическом строении таза. В случае, если дама предполагает ездить в юбке, то ставится седло с очень коротким носом.
С учетом широчайшей гаммы велосипедных седел и индивидуальности анатомии каждого человека, не стоит особо заморачиваться проблемой женское-мужское седло. Нужно брать подходящее седло.
В заключение
Некоторые необязательные советы:
- лень вставать с седла на неровностях: седло с подъемом сзади, довольно мягкое;
- гонки, тренировки: почти ровное, жесткое и минимально допустимое для вас по ширине седло;
- большие пробеги: длинное седло умеренной жесткости, может быть с носом пошире;
- прогулки: любое седло, на котором удобно сидеть вертикально;
- и вообще, посмотрите описания типов седел выше. =)
Напоследок в общем о выборе. Большая цена седла ни в коей мере не является гарантией того, что оно вам подойдет. Пока вы подбираете седло, имеет смысл брать что-то подешевле, очень часто находятся подходящие седла из недорогих. А уже когда определитесь с геометрией, тогда можно взять что-то подороже, с гелевой прокладкой и прочими вкусностями. Но в первую очередь осознайте нужную геометрию.
И совсем напоследок. :) Памперс в велотрусах заметно повышает комфорт на любом седле, а также способствует сохранению пятой точки в сухости, даже если у вас самое дешевое дерматиновое седло..
Также посмотрите тему Обмен седлами
© Toxa May 23, 2008