Для начала нужно отвернуть болт или гайку, крепящую шатун к оси каретки.
Нужна либо головка на 15, либо шестигранник на 8.
Снятие классической системы, сидящей на четырехгранной оси каретки нужно производить с помощью съемника.
Важный момент! Очистите резьбу в шатуне от инородных тел во избежание повреждений резьбы и пролейте чем-нибудь вроде WD-40 соединение шатуна с осью для облегчения снятия.
Нужно ввернуть внешнюю резьбу съемника в корпус шатуна до упора (это как минимум 5-6 ниток резьбы). Будьте внимательны, если у вас алюминиевые шатуны: очень легко сорвать внутреннюю резьбу на шатуне, особенно если вы используете самопальный инструмент. Затем нужно завернуть выжимной болт и шатун снимется с оси.
А установка осуществляется простым закручиванием прижимной гайки или болта, в зависимости от используемого типа каретки. Перед установкой шатунов тщательно очистите от грязи посадочные части оси каретки и шатуна; можно смазать чем-нибудь вроде жидкой графитовой смазки, чтобы не прикипало.
Есть несколько мнений по поводу силы закручивания гайки/болта, крепящего шатун при установке. Я считаю, что "со всей дури" закручивать не стоит, вполне достаточно усилия рук на обычном шестиграннике.
Недавно мне попалась прикрученная "со всей дури" система.. Обломал об нее три хороших шестигранника, скрутить получилось только четвертым, который, впрочем, тоже изуродовался вусмерть. Делайте выводы.
Ремонт системы заключается в замене шатунов или звезд.
Системы начального уровня делаются неразборными, поэтому заменить можно только целиком звезды и шатун.
В системах среднего уровня можно поменять только шатун или только звезды, однако блок звезд неразборный.
Системы верхнего уровня разбираются полностью: возможно заменить лишь одну звездочку. Правда, шатун менять не слишком целессобразно из-за странной ценовой политики магазинов..
Единственная сложность в ремонте - найти комплектующие.. Например блок звездочек к системе Alivio я так и не смог найти.
Есть один способ продлить жизнь системы, хотя обсуждается он скорее теоретически, но что-то в нем есть.. С помощью круглого напильника. ;) На картинке показаны черным цветом сношенные зубья, которые нужно сточить до "нормального" состояния, отмеченного красным цветом (это не чертеж а просто иллюстративный рисунок):
Есть один момент, несколько омрачающий радужную перспективу продления жизни системе. Форму зубьев-то поправить можно, а вот сточенность заводных элементов на 2ой и 3ей звездах восстановить так просто не удастся, а посему переключение передач будет изрядно глючным..