Происходит неуклонное вытеснение тормозов типа v-brake дисковыми тормозами. Дисковые механические тормоза ставятся даже на малобюджетные модели велосипедов по 400$. В 2006 году даже в группе Alivio появились дисковые тормоза. Однако, вытеснят ли дисковые тормоза вибрейки - еще вопрос.
Хотелось бы расписать ситуацию с дисками. Предположим, имеется велосипед за 600$ обвешанный чуть лучше Alivio и с дисковой механикой. После всей обвески, на тормоза останется около 40$. При стоимости приличной механики от 100$ за комплект, можно себе представить ЧТО за тормоза стоят на таком велосипеде. Они, конечно тормозить будут, но геморроя доставят море. Причем, продавцы хитрят с ценообразованием: делают разницу между велосипедом дисковой версии и с ободными тормозами в 100$. Дисковый продают чуть дороже, с вибрейками чуть дешевле, но зато складывается впечатление, что доплата за дисковые тормоза существенная, а значит тормоза хорошие. Не бывает приличной дисковой механики на хардтейлах до 700$, не бывает. Природа не позволяет поставить. А гидравлика дисковая приличная ставится на хардтейлы дороже 1000$.
Брать велосипед ценового уровня до 700$ с дисковыми тормозами в надежде, что сами тормоза заапгрейдим, а колеса уже есть - тоже не слишком разумно. Втулки ставятся самые дешевейшие, да и обода со спицами хилые, а потому колеса под диски все равно собирать будете. Проще уж сразу взять вибрейки, либо в диапазоне $500-$900 брать велосипед с ободной гидравликой. Это будут действительно хорошие тормоза.
К слову о вибрейках, надо заметить, что вибрейки бывают "настоящие" и "эмуляторы". Отличить их довольно просто: у настоящего вибрейка колодка состоит из 6-7 частей (сама колодка с корпусом, гайка и 4 шайбы), а у эмулятора всего из одной - непосредственно колодки со штырем. "Эмуляторы" значительно хуже по всем параметрам.
Резюмируя вышенаписанное, можно вывести оптимумы: для велосипеда до 600$ - вибрейки; для велосипеда до $1000 - дисковая механика или ободная гидравлика или топовые вибрейки; для велосипеда дороже $1000 - дисковая гидравлика или топовые вибрейки; для гоночного хардтейла дороже $2000 вибрейки или диски - определяется весом и личными предпочтениями гонщика.
Ну и пара слов о производителях, в плане качества. Лидеры по дисковой гидравлике - Formula, Shimano, Hope. Дисковая механика - Avid, Hayes. Ободная гидравлика - Magura. Вибрейки - Avid. Это далеко не все производители, всех написать просто невозможно.
Если вопрос интересует в развернутом виде, читайте мощный сравнительный обзор по тормозам всех систем, скорректированный на 2006 год.