Все вы замечали, что родные ролики у задних дерайлеров имеют довольно большой поперечный люфт. Хорошо это или плохо - вопрос весьма спорный. Фирма Shimano обосновывает наличие поперечного люфта в роликах желанием не насиловать цепь при переключении. Желание достойное, я его одобряю. Однако, у этого бережного отношения к цепи есть и темные стороны: любой люфт это повод к повышенному износу, в тяжелых дорожных условиях люфты явно мешают переключению, также они мешают переключению под нагрузкой.
Лично мое мнение, родные ролики стоит менять, если нужно идеально четкое переключение в чистых условиях под большой нагрузкой, или максимально хорошее в особо грязных условиях.
В конце концов, родные ролики слишком быстро изнашиваются и это раздражает.
Итак, вы решились поставить алюминиевые ролики. Стоят они от 200 до 500 рублей (май 2004 года), бывают очень разные по виду, но суть у них одна: алюминиевый корпус, в который впрессован промышленный подшипник закрытый сальниками.
Все было бы радужно, однако, эти ролики требуют некоторой доработки, чтобы жить долго и счастливо, радуя владельца десятками тысяч километров. О ней и поговорим.
Аккуратно отковыриваем иголкой сальники. Если вы обнаружили под ними следы смазки - промойте ролик в керосине или бензине. В принципе, я не встречал до сих пор роликов с консистентной смазкой внутри. Обычно следовые количества чего-то совсем жиденького или просто отсутствие смазки. Сами понимаете, что такой ролик мгновенно заржавеет и крутиться он будет не на подшипнике, а на винте, который его крепит к дерайлеру. толку в этом - никакого.
Руками или шприцом забейте в подшипник смазки, обладающей очень низкой смываемостью. Я набиваю Pedros Syn Grease. Забивается по принципу много - не мало. Лишняя смазка сама по себе выдавится при установке сальников.
Устанавливаете сальники и плотно их сжимаете, чтобы выдавить излишки смазки из подшипника. На фотографии получилось немного, т.к. я уже знаю сколько в подшипник влезет смазки, у вас может получится больше. Если ничего не выдавилось - значит забили мало смазки. Снимите оба сальника и с обоих сторон добавьте немного смазки.
Следующая доработка зависит от производителя роликов. На фотографиях здесь представлены ролики "MR Nitrol" купленные в ЦСКА. Ролики "Totenkopf", продающиеся в Веломире с точки зрения крепежа сделаны более осмысленно. Посмотрите на фотографию - видно, что латунные проставки не прижимают ось подшипника и следует сточить внутреннюю часть одной или обоих проставок так, чтобы они прижали ось подшипника.
А теперь, критичный момент. Неоходимо не только обеспечить поджатие оси проставками, но и полностью их зафиксировать относительно оси. Для этого идеально подходит фиксатор резьбовых соединений (я использую Thread Lock от Qualco, купить можно в автомагазинах). Достаточно большой капли в каждую ось, после чего вставить проставки. Удалить излишки бумагой и оставить на 6 часов или побольше. Можно и сразу прикрутить, но тогда есть некоторая вероятность, что болт также окажется поджатым к проставкам, что повлечет в дальнейшем небольшие проблемы при разборке.