Это достаточно редко поднимающаяся тема, однако рано или поздно кого-то "прижимает". Статья написана, чтобы сориентировать байкера как сейчас можно брать с собой малолетних детей в нормальные походы и покатушки. Имейте в виду, что для ребенка шлем обязателен - шея слабая. Да и очки тоже неплохо иметь.
Ребенок на багажнике
Многие производители освоили выпуск кресел, крепящихся над задним колесом вместо багажника. Спектр таких кресел широчайший, хотя в Москве их представлено очень мало, к сожалению.. В Питере намного больше.
Кресла обычно выполнены из ударопрочного пластика с металлическим каркасом. Все кресла можно поделить по типам крепежа и по уровню защиты ребенка.
Кресла выпускаются как с собственной конструкцией для крепления на раму, так и под существующие багажники. Предпочтительно приобретать кресло с собственным крепежом, т.к. я не раз сталкивался с ситуацией, когда на обычном багажнике не удавалось хорошо закрепить кресло. Отличие в цене примерно на 30-40%.
Существует три основных уровня защиты: закрывающие только тазобедренный сустав, закрывающий тазобедренный сустав и ноги, и закрывающие ребенка полностью.
Кресло, закрывающее тазобедренный сустав с неглубоким сиденьем, подножки выполнены на раздвижных штангах, спинка чуть выше середины спины ребенка. Ребенок закреплен поясом на сиденье, а ноги эластичными зажимами на подножках. В таком сиденье можно ездить недалеко, когда ребенок гарантированно не будет спать, либо начинать активно вертется. При падении могут пострадать руки и ноги. И то и другое может пострадать, если притереться к кустам.
Кресло со средней степенью защиты обладает более глубоким сиденьем, а ноги защищены по всей высоте пластиковым отбойником. Спинка кресла невысокая, чуть выше середины спины. Ребенок пристегнут поясом к креслу, а ноги прикреплены к подножкам. При падениях может быть повреждена рука.
Кресло с полной защитой отличается от предыдущего высокой спинкой и еще более глубоким сиденьем. За счет высокой спинки ребенок пристегивается ремнями безопасности через плечи крест-накрест к поясу, ноги пристегнуты к подножкам, в результате он может спокойно спать на ходу, не разбалтывая байк. При падениях максимально что может быть - легкий ушиб плеча и бедра. Если скорость высокая - пыли может наглотаться. Но не более того. Хотя, если притретесь к кусам, могут быть царапины.
Очень существенный отрицательный момент - ребенку крайне неудобно с вами общаться, у него закрыт обзор спереди.
Важно - лучше возить ребенка на пневматической подушке, чтобы избежать компрессионных ударов в позвоночник. В отличие от вас, привстать на кочке ребенок не может.
Ребенок на раме
Здесь уже используется не кресло, а седло. Седло двух разновидностей - с подножками и без них. Если серьезно, такой способ перевозки можно позволить себе, имея весьма длинную раму и низкую посадку, да и с точки зрения безопасности есть определенные сомнения.
Ребенок ничем не прикреплен ни к седлу, ни к подножкам. Соответственно, ноги могут попасть между передним колесом и вилкой, а при проезде неровностей ребенка может просто вытряхнуть с седла. На раму падать больно.
При боковых падениях родитель имеет много шансов сохранить чадо без царапинки. При "полетах" в продольном направлении может произойти все что угодно. Спать ребенку естественно не получится никак - он будет падать, а вы задолбаетесь его держать.
Однако нельзя не заметить, что при таком способе перевозки возникает момент участия - ребенок держится за руль, смотрит вперед, непроизвольно перенимает вашу технику езды и поведения на дороге. Ребенку интересно с вами ехать, отсюда меньше капризов по дороге.
Такой способ езды с ребенком приемлим на небольшие расстояния и на небольших скоростях. Однако в длительных походах, на мой взгляд, имеет смысл чередовать езду на раме с ездой в кресле. На раме все равно долго не проедет - попа устанет. :)
Ребенок в тележке
Да, даже тележки выпускаются. И даже на двоих детей. :) Имейте в виду, что ПДД запрещают эксплуатацию прицепов, не предназначенных для буксировки велосипедом, а я до сих пор не видел ни одного гаишного сертификата на велоприцеп.
В принципе, тележка это наиболее безопасный способ перевозки ребенка, а если у вас их двое, то вообще единственный. Однако, в случае тележки, вы автоматически ограничиваетесь хорошими дорогами, т.к. чтобы переть эту телегу по раздолбанной грунтовке надо быть лосем и, одновременно, полным пофигистом - прицеп заметно тормозит и дергает байк. У вас существенно увеличивается поперечный габарит и сильно снижается маневренность.
В 2000-ом году я возил девушку на багажнике в конце лета (т.е. физическая форма очень хорошая), вместе с раскладкой там получилось более 65кг. Ехали из Дубны в Клетинский бор, что на Волге, и обратно. Больше 18кмч среднюю было сделать нереально, при том что нормальная средняя 22-25кмч. Так вот с телегой будет гораздо хуже.
Что откровенно плохо в тележке - ребенок почти не может с вами общаться, по сути, он предоставлен сам себе. Однако обзор существенно выше чем при езде в кресле.
© Toxa 2003