В идеале, от катящегося байка должен раздаваться только легкий, почти не слышный шелест цепи, шум покрышек, и на холостом ходу звук фрихаба (трещетки). Остальные звуки, происходящие НЕ во время переключения передач, являются посторонними.
Щелчки, потрескивание
По сути дела щелчки - хроническая проблема у тех, кто много катается по грязным дорогам. Щелчки могут раздаваться из самых разнообразных мест, могут звучать в разной тональности, но причина их в 99% случаев одна - попадание песчинок в зажимные соединения. Однако стоит помнить, что в оставшемся 1% щелчки могут раздаваться в результате образования трещин в металле.
В качестве смазки для таких соединений используются липкие консистентные смазки (pedros syn grease - очень хорошо).
Руль скрипит в зажиме выноса. Попал песок под зажим выноса. Нужно снять руль, очистить посадочные места, смазать и собрать обратно.
Вынос скрипит на рулевой трубе вилки. Довольно редкий случай, метод устранения тот же, что и выше.
Седло. Очень редко пощелкивает рамка седла в зажиме подседельного штыря - лечится очисткой без смазывания.
Подседельный штырь. Один из наиболее часто щелкающих узлов. Причина - попадание песка между подседельным штырем и подседельной трубой рамы. Проверить можно - с усилием покачав седло вперед-назад. Лечится очисткой (не забывайте протереть, трубу рамы внутри) и смазкой.
Зажим подседельного штыря. На самом деле не определишь, что точно щелкает - штырь или зажим, поэтому протереть и смазать надо весь узел.
Каретка. Каретка начинает щелкать только в одном случае - когда внутри исчезла смазка и шарики начали превращаться в кубики. Проверка - при холостом вращении каретки слышен сухой металлический шелест. Лечится заменой каретки.
Шатуны. Не менее редкая чем подседельный штырь проблема. Диагностика: на ходу поставить шатуны горизонтально, встать на них, сесть на седло, прокрутить шатуны на 180° и снова встать (можно слегка присесть, чтобы сильнее нагрузить шатуны) - если во время вставания или стояния раздается щелчок (щелчки) - снимать шатнуы, очищать посадочные места, смазывать и ставить обратно. Если возможности снять и очистить шатуны нет - иногда помогает небольшая подтяжка болтов, крепящих шатуны.
Бонки или заклепки на системе. Звук периодический, происходит в момент увеличения нагрузки на педаль. Если у вас съемные звезды на системе - значит надо их снять, очистить бонки и посадочные места, смазать и закрутить обратно. Если же звезды сидят на заклепках, радикально лечится только заменой всей системы, а частично - заливанием самих заклепок жидкой смазкой/промывкой типа WD-40.
Цепь. Периодический редкий звук. Редко, но цепь щелкает в том случае, когда готова порваться, то есть одна щечка уже слезла с пина - вот там-то и щелкает. Лечится выкидыванием испорченного звена и сборкой цепи.
Педали. Педали, как и каретка начинают щелкать только в одном случае - когда внутри исчезла смазка и шарики начали превращаться в кубики. Проверка - при холостом вращении педали слышен сухой металлический шелест. Лечится переборкой, иногда заменой.
Корона или горилла у вилки. Обычно потрескивает при торможениях. Если корона или горилла на болтах - разобрать, очистить и собрать обратно, в случае продолжения пощелкивания - тащить в мастерскую, скорее всего где-то ударили вилку и что-то придется менять. Если корона или горилла без болтов - вилку точно стукнули и погнули слегка, соотв. тащить в мастерскую.
Элементы подвески у двухподвесов. Может пощелкивать крепеж амортера, соответственно снять, очистить, смазать и собрать обратно.
Скрип, посвистывание
Скрип может являться как серией щелчков (тогда см выше), так и самостоятельным звуком (типа пенопластом по стеклу). Причина в 99% случаев - отсутствие смазки в трущемся узле. В оставшемся 1% - излом металла или пластика.
Цепь. Свист высокой тональности и постоянный, происходит во время вращения педалей. Наиболее частый источник свиста и скрипа, лечится очисткой и смазкой (смазка для цепей, ессно).
Ролики заднего дерайлера. Периодические посвистывания высокой тональности во время вращения педалей. Тоже частенько скрипят. Лечится переборкой, и смазыванием консистентной смазкой с графитовой составляющей.
Пыльники на втулках. Редко, но бывает. Периодические повистывания, без вращения педалей. Лечится смазыванием жидкой смазкой с графитовой составляющей.
Седло. Скрип обычно появляется, когда рамка седла перестает плотно сидеть в каркасе седла, (проверить легко - несильно покачайте седло во все стороны, должен чувствоваться небольшой люфт) иногда помогает смазывание, иногда помогает заливка герметиком или фиксатором резьбовых соединений, но радикально - только замена седла. Более редкий случай - часть сидушки трется о рамку, такое бывает на хорошо поюзаных седлах с "уставшим" пластиком, лечится заменой седла.
Тормоза ободные. Скрип происходит при торможении. Лечится перенастройкой колодок.
Тормоза дисковые. Проблема скрипа заключается в поганом качестве колодок, но производители упорно утверждают, что это лечится протиркой диска спиртом. Впрочем, этот метод работает.
Элементы подвески у двухподвесов. В зависимости от типа шарниров подвески лечится переборкой и смазкой или только смазкой.
Скрежет
Для уточнения характера возьмем пример - звуки происходящие при переключении передачи спереди.
Передний дерайлер. Вообще-то, если все компоненты привода подобраны и настроены правильно, при этом стоит не слишком юзаная цепь - при любых передачах скрежета быть не должно. Даже при 3-1 или 1-9 (передачи с предельным перекосом цепи). Однако, в этом же случае, но с хорошо поюзаной цепью, на перекошенных передачах она будет тереться о рамку дерайлера. Соответственно, здесь лечение - замена цепи. Также может быть виноват люфт в каретке (замена), либо гнутые звезды системы (замена, либо попробовать отстучать).
Если же компоненты подбирались НЕ в соответствии с рекомендациями производителей, причин может быть неограниченное количество, но в любом случае все упрется в ограничение использования перекошенных передач и настройку переднего дерайлера.
Каретка тоже способна издавать скрежет, но в таком случае она будет в почти заклиненном состоянии, ибо шарики уже давно превратились в кубики, пирамидки и прочие геометрические фигурки. Лечится заменой.
Ширканье
Ширканье - периодический, тихий шипящий звук
Тормоза ободные. У вас восьмерка на ободе, либо битая боковина у обода. По-хорошему, надо ее выправить, но если такой возможности нет, то просто развести немного колодки. Также может задевать покрышка о колодку, в случае некорректной настройки или сильного "яйца".
Тормоза дисковые. У вас погнут диск. Надо его выпрямить (отстучать или погнуть в обратную сторону).
Покрышка задевает за раму или штанину вилки. Бывает в случае серьезной восьмерки - обязательно нужно исправить, т.к. покрышка способна пропилить раму.
Удары
В штатных ситуация стучать может только задний дерайлер об раму, а также цепь об раму.
Задний дерайлер. Притянуть его к раме рукой и посмотреть куда он бъет. Подклеить в это место кусок резины.
Цепь. Она хронически бъется о нижнее перо рамы. Либо сверху, либо снизу. Лечится обматыванием пера чем-нить мягким, например отбойником Lizard skins или подобным. Можно и просто изолентой.
Покрышка задевает за раму или штанину вилки. Бывает в случае серьезной восьмерки - обязательно нужно исправить, т.к. покрышка способна пропилить раму.
В заключение
здесь не рассматриваются ситуации, вызванные поломками и фатальными неисправностями, а также глупые ситуации, типа трущегося крыла о покрышку.
автор: Toxa, 2003