Покупка "с рук"
Существует два момента о которых не стоит забывать: во-первых, байк может быть краденым. А во-вторых, какие-либо части байка могут иметь очень серьезные недостатки, например микротрещину в раме или корпусе какой-либо втулки, которые нельзя будет исправить. Общая рекомендация: тормоза должны тормозить, переключатели четко переключать передачи.
Общий вид и рама. Оцените количество потертостей, сколов краски, оржавления частей велосипеда. Следы ударов на раме. Обязательно оцените степень погнутости рамы (от 0 до ..) проще всего это сделать попросив кого-нибудь проехать прямолинейно и посмотреть как идут колеса: по одной линии или в разных плоскостях. Если колеса идут в разных плоскостях - не берите этот велосипед - у него гнутая рама.
Манетки. В них не должно быть люфта, т.е. после перемещения ручки манеток должны возвращаться пружинами в исходное положение до упора.
Тормозные ручки. Аналогично: отсутствие люфта в оси. Хотя некоторый люфт допустим.
Руль и вынос. Должны соответствовать своей изначальной геометрии. Гнутый руль или вынос подлежит замене!
Рулевая колонка. Не должна люфтить. Проверить наличие люфта можно зажав передний тормоз и покачав байк вперед-назад за руль. Люфт вы почувствуете. Только не путайте его с люфтом в ногах амортизационной вилки. Не слишком сложно увидеть где люфтит: в колонке или в ногах вилки. Небольшой люфт устраняется затягиванием колонки.
Седло. Направляющие, на которых крепится седло должны соответствовать своей изначальной геометрии. Мягкая вставка не должна содержать каверн и выпуклостей, не соответствующих анатомии. Впрочем, наверняка седло надо будет менять, подбирая под свое индивидуальное строение тазобедренного сустава. Седло не должно люфтить. Совсем. Разболтанное седло надо будет менять.
Подседельный штырь. Должен относительно свободно ходить в подседельной трубе; и уж тем более не быть прикипевшим.
Тросики и рубашки. Если вы увидите разлохмаченность или рваные волокна в рабочей части троса, это значит, что трос нужно будет менять. Рубашки не должны иметь изломов, а изломанные подлежат замене.
Тормоза. Не должно быть люфта рычагов в осях, однако небольшой люфт допустим. Также обратите внимание на состояние пружин: пружины обоих парных рычагов должны быть вставлены в одинаковые отверстия планок (со стороны колеса), а регулировочные винты должны быть примерно одинаково вывернуты. Если винты примерно одинаково вывернуты, но пружина одного из рычагов вставлена в самое верхнее отверстие планки, это говорит о прослаблении одной из пружин и наверняка в недалеком будущем она совсем умрет.
Передний дерайлер. Рамка суппорта должна быть параллельна звездам. Сам суппорт должен легко перемещаться, без заклинивания. Люфта быть не должно. Т.е. вообще не должно быть.
Задний дерайлер. Возьмитесь за нижнюю часть рамки с роликами и покачайте к колесу и от колеса. Допустимый люфт не более 3-4мм. Если больше - суппорт очень скоро надо будет менять. Только не спутайте люфт с нормальной упругостью всей конструкции суппорта, потому как при приложении большого усилия она может прогнуться на ~2-3см.
Цепь. Для определения степени износа почитайте раздел Цепь
Система. Для определения степени износа почитайте раздел Система. Звезды не должны быть гнутыми. Шатуны не должны быть гнутыми (посмотрите пункт "каретка") и люфтить на оси каретки.
Педали. Оси педалей должны быть прямыми. Люфта быть не должно, однако небольшой люфт (<1мм) лечится переборкой и протяжкой. Больший люфт свидетельствует о необходимости замены педали. Подшипники не должны подклиниваться. Корпус педалей не должен иметь трещин и сколов.
Каретка. Не должна люфтить. Чтобы определить наличие люфта - покачайте конец шатуна внутрь-наружу. Ось должна быть прямой. Вот здесь наиболее сложный вопрос, как определить что погнулось: шатуны, звезды или ось каретки. В подавляющем большинстве случаев гнется ось каретки, особенно из дешевых, уровня Tourney. Звезды и шатуны значительно реже, в основном от ударов, следы от которых вполне реально найти на металле.
Есть несколько вариантов проверки. Например снять систему и поставить ее на заведомо прямую каретку. Либо снять систему и покрутить ось каретки, пытаясь на глаз уловить биение оси. Либо попытаться найти след от удара на звездочках системы..
Простого метода определения нет, реально можно определить погнута ли ось каретки лишь разобрав каретку и покатав ось по ровной поверхности, поэтому, если вам лениво заниматься разборкой каретки, положитесь на то, что виновата во всем она.
Кассета. Для определения степени износа почитайте раздел Кассета.
Втулки. Покачайте колесо за обод в поперечном направлении к плоскости колеса. Люфта быть не должно. В самом крайнем случае 1-1.5мм на краю обода, что можно исправить переборкой и регулировкой. Больший люфт свидетельствует о необходимости замены втулки.
Приподнимаете одно колесо, ставите ниппелем вверх, держите. Колесо должно повернуться ниппелем вниз, совершив несколько маятниковых движений. Если не повернулось, тогда снимаете колесо и вручную крутите ось втулки: не должно быть сильных заеданий, слабые же свидетельствуют о том, что втулку только что перебрали, или же она требует переборки, т.к. в ней скопилось некоторое количество грязи. Устарело. Втулки на промах и со всякими лабиринтными пыльниками крутятся плохо, но это не значит что они плохие. Следует проверить, что колеса крутятся равномерно, без заеданий и рывков, что может быть следствием перетянутых либо убитых подшипников. Проверять лучше сняв колесо и покрутив ось руками.
Оси втулок должны быть прямыми. Просто раскрутите колесо (без резины) и посмотрите нет ли биения. С заднего колеса можно не снимать покрышку и даже не снимать его с байка, а раскрутить посильнее и не перемещая цепь посмотреть на кассету: если она "бьет", значит ось втулки гнутая. Кстати, на оборудовании уровня Tourney оси от рождения кривые.
Обода. Внимательно осмотрите их на предмет трещин и следов от ударов. Обод с трещиной подлежит немедленной замене, а замятость бортика от удара принесет вам массу "приятных" ощущений при торможении, и, хотя это не смертельно, но все равно такой обод лучше заменить. Все спицы переднего колеса должны быть одинаково и хорошо натянуты. Сильная неравномерность натяжки спиц (при ровном ободе) свидетельствует о существенной деформации обода. Фактически такой обод также подлежит замене. Также не забывайте, что заднее колесо собирается с "зонтом", а значит спицы с левой стороны натянуты слабее, чем с правой.
Приведенные требования соответствуют оценке бывшего в эксплуатации велосипеда в размере ~70% от стоимости нового на текущий момент времени. Отклонение от них может являться основанием для торга, либо отказа от покупки.
|
|