Обода MTB
На сегодняшний день выпускается три основных разновидности ободов: одинарные, двойные и тройные. Последние - большая редкость. В общем случае двойной прочнее одинарного, а тройной прочнее двойного. Чем дороже обод, тем он прочнее и/или легче - почти аксиома. Одинарный обод годится только для пива, а не для езды - тоже аксиома. Велосипеды до 1500$ комплектуются наиболее дешевыми ободами. Даже если заявлены двойные обода, они все равно плохие. Хороший обод стоит больше 20$ - аксиома.
Форма ободов бывает П-образная (одинарные, двойные), U-образная (двойные) и V-образная (двойные, тройные). Первая - наименее прочная, последняя - наиболее прочная при равном весе.
Эталоном по качеству является Mavic (обода выше серии 2xx). Лидер по ценам (низким) - Alex, Rigida, Weinmann. Типичный середнячок - Ambrosio, Ritchey, не очень дорого и вполне прочно.
Если вы собираетесь приобретать хардтейл с ценой до $1000, просто обратите внимание, чтобы обод был двойной. Ничего хорошего производитель все равно не поставит.
О выборе ободов под себя можно почитать в разделе сборка колес
Спицы
Спицы бывают DT Swiss... И те, которые заказываются у DT. Многолетние эксперименты по поиску более дешевых и прочных спиц на сегодняшний день ни к чему не привели, хотя перепробовано все, что у нас продается.. Отсюда аксиома - хорошие колеса бывают только на спицах производства DT Swiss.
Разнообразия ради надо отметить спицы Sapim и Mach-1. Первые дороже DT, вторые столько же стоят, но похуже.
Обычно, спицы DT ставятся на велосипеды дороже $1500. В прошлом (2005) году откуда-то взялись спицы DT по 6 рублей штука. Пара колес, пробегавшая у меня на виду по поведению ничем не отличалась от тайваньских спиц за 5 рублей штука.
При стоимости хардтейла до $1500 нет смысла обращать внимание на спицы - они одинаковые.
Естественно, я не беру в рассмотрение фирменные вилсеты.
Покрышки MTB
Известно, что на катимость влияет как вес покрышек, так и их коэффициент сопротивления качению.
Компаунд оказывает меньшее сопротивление качению, чем резина. Слик катит лучше злой покрышки. С тяжелой покрышкой значительно хуже динамика разгона. Хорошая резина отличается от плохой тем, что не оставляет следов, если по ней с силой провести пальцем.
Безусловный лидер по летним покрышкам - Michelin. Дешево и сердито - Rubena. Зимние шипованные покрышки Nokian также вне конкуренции. Однако на штатные комплектации велосипедов они не ставятся. Maxxis, Kenda, Shcwalbe, Сontinental изредка выдают какую-нибудь мегарулезную покрышку..
Я бы рекомендовал сразу добавить к стоимости велосипеда 1200р-2400р на приличную/хорошую резину и не забивать себе голову выбором покрышек. Это ничего не определяющий фактор. Если вы катаетесь преимущественно по дорогам с покрытием, то имеет смысл поставить полуслики или слики для уменьшения сопротивления качению, т.к. обычно в комплектацию байка входит агрессивная резина.
Подробнее о покрышках смотрите раздел Покрышки