Выбор типа велосипеда
Здесь вы должны определиться какой ТИП велосипеда вам нужен.
Велосипеды с колесами диаметром 26" (в просторечии MTB)
Не верно называть этот класс MTB, потому что настоящий маунтинбайк это спортивный снаряд. В то время как с 26" дюймовыми колесами выпускается огромное количество прогулочных и откровенно муляжных велосипедов, никаким образом к спорту и даже к ОФП не относящихся..
Для чего нужен велосипед с 26" колесами
Вам нужен маунтинбайк, если:
- Вы собираетесь кататься в основном ВНЕ асфальтовых дорог
- Вам нужна повышенная маневренность и высокая проходимость
- Вам принципиальна хорошая амортизация
- Вам не нужна высокая скорость на асфальте
- Вам нужна возможность полного апгрейда велосипеда.
- Вы хотите прыгать, кататься с гор и всячески пытаться угробить себя и байк.
- Вы живете в местности с убийственными дорогами и хотите максимально быстро перемещать себя из точки А в точку Б.
- Вам просто хочется иметь 26" колеса
Классификация велосипедов с 26" колесами по типу амортизации:
"Хардтейл" (HardTail) - байк с амортизирующей передней вилкой. Самый распространенный класс велосипедов с колесами 26". Хардтейлы начального уровня стоят 300-500$, на серьезных распродажах 250-400$. Нормальный хардтейл тренировочного уровня стоит от 700$, а хороший от 1200$. Имейте в виду, что на ВСЕХ хардтейлах до 600$ вместо амортизационной вилки стоит эмулятор, либо очень плохая амортизационная вилка. При розничной стоимости минимально приличной амортизационной вилки от 300$, ее принципиально невозможно поставить на велосипед, стоимостью до 1000$ (на сезонной распродаже до 700$)
"Двухподвес" (Full Suspension) - наличествует и задний амортизатор и передняя вилка с амортизатором. Двухподвесы используются как в кросс-кантри, так и в экстремальных дисциплинах. Минимально приемлимый ценовой уровень двухподвеса - 1500$. На серьезной распродаже - 1000$.
"Софттейл" (SoftTail) - байк с амортизирующей передней вилкой, у которого перья заднего треугольника сделаны несколько изогнутыми для амортизации. В принципе, тема софттейлов себя исчерпала, однако некоторые производители их еще выпускают. Более актуальными сейчас выглядят короткоходные двухподвесы без основного шарнира, который заменяет либо гибкая металлическая пластина, либо карбоновая нижняя вилка заднего треугольника. Это позволяет избавиться от главной проблемы двухподвесов - плохой торсионной устойчивости кареточного узла. Ценовой уровень софттейла - от 1500$.
"Ригид" (Rigid) - полностью жесткий велосипед. А такие нынче бывают либо детские (они же витринные), либо собираются под свои потребности.
Особенности велосипедов с 26" колесами с учетом применения:
"Даунхилл" (Downhill - скоростной спуск с гор по подготовленным трассам) - это двухподвес, с большим ходом подвески, двухкоронной вилкой. Основной принцип - надежность и относительно малый вес (относительно фрирайдного байка), что пагубно сказывается на цене. В комплектацию обязательно входят дисковые гидравлические тормоза. Ценовой уровень - начиная от 2500$.
"Фрирайд" (Freeride - тоже с гор, но ВНЕ трасс) - это двухподвес, с большим ходом подвески, двух- или трехкоронной вилкой. Основной принцип - надежность, поэтому такие байки комплектуется наиболее прочным оборудованием и запчастями, невзирая на вес, легко переваливающий за 20кг. Такие велосипеды просто никто не взвешивает, это мало кому интересно. В комплектацию обязательно входят мощные дисковые гидравлические тормоза. Ценовой уровень - начиная от 1700$.
"Норшор" (North Shore - катание по очень технически сложным искусственным трассам). Это может быть и ригид, и хардтейл, и двухподвес. Комплектация практически всегда кастомная. Ценовой уровень указать затруднительно, обычно выше $1000.
"Параллельный слалом / Байкеркросс" (Dual Slalom / 4X - одновременный спуск по подготовленной трассе нескольких человек). Обычно это хардтейлы или двухподвесы. Основные идеи: высокая надежность и малый вес. Характеризуются малыми размерами рам, преимущественно гидравлическими тормозами, ставятся высшие и средние группы оборудования. Ценовой уровень - от 800$.
"Триал, Стрит" (Trial - преодоление препятствий, Стрит - агрессивное катание по элементам гордской застройки) - обычно это хардтэйлы. Основные идеи: высокая надежность и малый вес. Характеризуются малыми размерами рам, преимущественно гидравлическими тормозами, ставятся высшие и средние группы оборудования. Ценовой уровень - от 800$.
"Кросс-кантри" (Cross-Country, КК - скоростная езда по пересеченной местности) - наиболее требовательный тип MTB, которому нужен малый вес, хорошее сцепление с грунтом (а значит амортизация), высокая надежность и четкость работы оборудования. Ставятся высшие группы оборудования, легкие рамы. Ценовой уровень - от 1200$.
"Эндуро, XC" (Endurance, X-Country) - Несколько синтетический стиль катания, более агрессивный чем КК, подразумевающий всякие съезжалки и попрыгушки, на которые обычный КК велосипед не рассчитан. Требует более прочных компонентов с повышенной износостойкостью.
"Активный отдых, туризм, ОФП" (Recreation, All Mountain) - Наиболее массовый тип велосипедов. Основное требование - достаточная надежность, что обуславливает установку оборудования не ниже Deore и требует весьма приличных колес, которые, к сожалению, в базовых комплектациях не встречаются. Ценовой уровень - от 600$, в период мощных распродаж - от $450.
"Утилитарные цели" (поездки на дачу, прогулки в ближайшем лесопарке) - можно сказать, что это походы самых легких уровней, поездки в магазин и на работу. Специфических требований почти никаких, ставятся низшие и средние группы оборудования. Рамы Alu или Hi-Ten. В основном это rigid'ы, но есть в этом виде и hardtail'ы. Это наиболее массовый тип байков. Ценовой уровень - от $200.
Хочу сказать, что столь явная специализация заметна лишь на старших моделях. Естественно, что и даунхилл можно катать на rigid'е, но решать вопросы своей безопасности предстоит вам самостоятельно.
Шоссейные (road)
Для чего нужен шоссейный велосипед
Вам нужен шоссейный велосипед, если:
- Вы собираетесь кататься только по дорогам с твердыми покрытиями (асфальт).
- Вам жизненно необходима высокая скорость
- Вам нравится дышать выхлопными газами
- Ваша шея не испытывает дискомфорта от того что затылок прижат к спине
- Вас не утомляет ремонтировать проколы
- Вам нужна возможность полного апгрейда велосипеда.
- Вы точно НЕ хотите прыгать, кататься с гор и всячески пытаться угробить себя и байк.
- Вы живете в местности с хорошим асфальтом и хотите максимально быстро перемещать себя из точки А в точку Б.
Шоссейники - самый легкий тип спортивных велосипедов (уличного применения, конечно), позволяющий ехать с очень высокими средними скоростями. Вес менее 10кг. На обода диаметром 28" ставятся либо полностью устаревшие на сегодня трубки (матерчатый верх с приваренным резиновым протектором, внутри камера), либо клинчера, накачиваемые свыше 7атм. База шоссейников меньше базы MTB, на них никогда не бывает амортизации, руль имеет характерную форму "бараньи рога", системы характеризуются гораздо большими передаточными числами чем MTB. Этот класс предназначен для езды по дорогам с хорошим и ровным покрытием, хотя в нашей стране, за неимением "хороших и ровных" на шоссейниках и по бездорожью катают. ;)) Однако это приводит к преждевременному износу камер и ободов. Ценовой уровень - от 600$ за начальный уровень, >1500-2000$ - уже полноценный шоссейник с нормальным оборудованием. Шоссейники спортивного уровня доходят до 15000$.
Наибольшими плюсами является высокая скорость перемещений и руль, позволяющий принимать рукам массу положений, что позволяет дольше не уставать, в отличие от рулей MTB. Отечественный Старт-Шоссе можно причислить к начальному уровню, но.. его обремонтируешься, это крайне ненадежный аппарат, особенно влияет качество (совершенно никакое) современных отечественных комплектующих.
Тypинги (touring)
Для чего нужен туринг
Вам нужен велосипед типа туринг, если:
- Вы собираетесь кататься в основном по твердым дорогам, но иногда и по грунтам.
- Вам необходимо сочетание высокой скорости, прочности и комфорта.
- Вы жить не можете без багажника и баула на нем.
- Вам нужна возможность полного апгрейда велосипеда.
- Вы точно НЕ хотите прыгать, кататься с гор и всячески пытаться угробить себя и байк.
- Вы живете в местности с относительно приличными дорогами и хотите максимально быстро перемещать себя из точки А в точку Б.
- Вам просто хочется иметь что-то похожее на шоссейник, но дороги не позволяют
Туринг предназначается для туризма и, хотя с виду он напоминает шоссейник, имеется ряд отличий. Более прочные рамы, на которые возможна установка багажника; колеса 28" с нормальными покрышками; горные, смешанные (впереди ставится шоссейная система) или туристические (Shimano Nexave) группы оборудования, на которых есть низкие передаточные соотношения (менее 1:1), позволяющие ехать по бездорожью, но в то же время и удерживать высокие средние скорости на хороших дорогах. Существуют и жесткие варианты, и с передней амортизацией. Ценовой уровень - от 700$. Есть и отечественные туринги, но они относятся к разряду муляжей.
Гибриды (hybrid)
Для чего нужен гибрид
Вам нужен велосипед типа гибрид, если:
- Вы собираетесь кататься как по грунтам, так и по асфальту в примерно равной пропорции.
- Вам необходима высокая каретка.
- Вам необходима повышенная прочность при сохранении высокой скорости на асфальте.
- Вы готовы ради выигрыша в скорости на хорошей дороге проиграть в проходимости и управляемости на тяжелых грунтах.
- Вы точно НЕ хотите прыгать, кататься с гор и всячески пытаться угробить себя и байк.
Это некая попытка соединить достоинства MTB и шоссейника. Основная идея - на MTB раму поставить 28" колеса. Используются в основном горные классы оборудования, но иногда и смешанные. Вариаций на эту тему масса: и совсем жесткие, и с передней амортизирующей вилкой, и даже двухподвесы, как например велосипед Scott Sun Valley (Оборудование Shimano Nexave, цена ~1200$) фирмы Scott. Гибриды позволяют устанавливать более широкую резину (до 2.2"), за счет чего облегчается движение по бездорожью. Диаметр колес также 28", возможна установка багажника. Ценовой уровень от 600$.
Городские (CityBike), прогулочные
Для чего нужен городской велосипед
Вам нужен городской велосипед, если:
- Вы собираетесь кататься в "обычной" одежде.
- Вы не хотите морочиться с настройкой оборудования
- Вам не нужно ездить быстро и далеко.
- У вас нет денег на хороший велосипед или вам приходится оставлять велосипед там, где его легко украсть.
Производители стремятся сделать эту разновидность как можно менее занимающей ум пользователя техническими деталями: планетарные втулки, автоматические втулки, (в последних не нужно переключать передачи), оба этих вида относятся к "необслуживаемым". Широкие, зачастую подпружиненные седла; вертикальная или близкая к тому посадка; полностью или большей частью закрытые цепи (чтобы не пачкали одежду); крылья, полностью закрывающие колеса; установленные по умолчанию звуковые сигналы, катафоты и прочие "финтифлюшки", по большому счету не нужные на других типах велосипедов. Все это признаки ситибайка.
Оборудование для ситибайков, как ни странно, в 2002 году неожиданно оказалось приоритетным направлением у Shimano. В разработку вбухана куча денег, что заметно повлияло на качество MTB компонентов (в худшую сторону). Многие известные производители выпускают широкие линейки ситибайков широкого диапазона цен от $300 до $1500.
BMX
Тип велосипедов, предназначающийся для выполнения акробатических упражнений. Хотя, дисциплина BMX (байк-мотокросс) представляет из себя езду по мотокроссовой трассе, а не акробатику. Очень маленькие и прочные рамы, колеса 20", надежные тормоза, увеличенные педали, на втулки обычно крепятся специальные "подножки".
Велосипед типа BMX - весьма неплохой выбор для ребенка ростом до 130см. За $150-$300 можно взять вполне неубиваемую игрушку. Естественно, это будет не настоящий BMX, но ребенку этого и не нужно.
Детские (Junior)
Детские велосипеды имеют колеса 20" и меньше. Оборудование, в основном, класса Tourney или noname. Во многих случаях, детские велосипеды продаются сразу с "подпорками" - одно или два выносных колесика на штангах, обеспечивающих дополнительную, почти 100% устойчивость велосипеду. Большинство детских велосипедов отличаются расцветкой: более яркой и/или многоцветной. Ценовой уровень - от 150$.
К сожалению, все детские велосипеды тяжелые, отвратительно едут и быстро умирают. И, хотя первое и второе скорее хорошо - пусть дитё накачивается, третье очень плохо. Ребенок вырастает из велосипеда за 1-3 года, которые такой велосипед прожить не в состоянии. С этим можно только смириться..
Еще раз оговорюсь, что вполне адекватная альтернатива детскому велосипеду - BMX, если ребенок дорос до 20" колес.