Оригинал статьи лежит на сайте Ольги Павловой: Собираем идеальный байк для туризма, автор Дмитрий Флёров.
Можно в общем-то даже ничего и не писать, просто сказав, "у него был всего один байк, а туда же, рассуждать об идеальных байках". Но так 1. не интересно 2. не спортивно 3. в статье высказано много здравых мыслей и суждений 4. человек работал над проблемой, а в процессе повышал квалификацию и просто нехорошо таким образом поступить. :)
Понимаю, что многим лень читать много текста, так что Торопыгины могут сразу нажать ctrl+pgdn и почитать сжатый вывод.
Начнем вредничать! :) Идеальный байк существует только для узкоспециальной области, например для кросскантри по песчаным грунтам. Кроскантри по каменистым грунтам уже потребует другой подвески и покрышек как минимум. А туризм предполагает огромное разнообразие грунтов и рельефов, так что идеальный байк невозможно собрать по определению. Ну да ладно, будем считать это название провокацией и замнем для ясности. Все-таки задача сформулирована несколько по-другому, нежели название. :)
>План апгрейда
Основное возражение - это апгрейд существующей модели.
Зачем вбухивать такую кучу денег непонятно во что? Надежды продать обвеску класса Tourney весьма радужные, конечно, но продастся она за такие гроши, что смешно говорить. Фактически от существующей модели останутся седло, рулевая колонка и каретка, а все остальное - фактически выбрасывается со слаааабенькой надеждой быть распроданным.
То есть здесь мы имеем не апгрейд, а просто замену обвески, т.к. автор сам говорит, что ездить на время замены он не будет, дабы сохранить существующую обвеску в новом состоянии.
Теперь займемся математикой
Для начала от итоговой суммы в 1431$ отнимем все барахло, не имеющее непосредственного отношения к обвеске байка и будет покупаться все равно отдельно от базового велосипеда, получим 1042$ (шлем, комп, фонари, зеркало, багажник, зимние покрышки, педали и туфли). Теперь, основываясь на своем опыте, я нагло заявляю, что больше чем за 150$ обвеска, стоявшая на MesaGS продана не будет. 150$ - это очень хорошая сумма, я ее нарочно завысил. И получаем мы в итоге байк за 900$ и обвеской уровня Alivio.
А теперь посчитаем, какой байк можно собрать за 900$, основываясь на желаниях клиента, моем прайс-листе, а также ценах, приведенных Дмитрием на то, чего нет в моем прайсе. Пользуюсь своим прайсом просто т.к. знаю курсы пересчета баксов в рубли, а значит и реальную цену вещей.
Считаем цену первой попавшейся (по прайсу ;))) рамы Hale-Bopp с седлом, рулевой колонкой и кареткой:
Hale Bopp 166$
Каретка Kinex UG (110мм) 305,0р (уровень Alivio)
Рулевая колонка 1" 1/8 сталь 302,9р
Получаем 187$ (здесь и далее все ценТы округлены до бОльшего целого бакса) и сразу отнимаем 38$ за адаптер для дисков, итого имеем 149$.
Считаем дальше обвеску: (здесь я замечу, что грипшифты ставятся шимано-совместимые, т.к. срам низкого уровня живет заметно хуже шимано, а также я не считаю цену того, что не посчитано у автора публикации)
Вынос МТВ алюминиевый 270,4р
Камера 26" х2 183р
Кассета 8-ник 468,0р
Манетки Grip Shift 24ск 1037р
Переключатель задний Shimano Alivio 814р
Переключатель передний Shimano AceraX (верхн/нижн тяга) 380р
Покрышки wormdrive х2 720р
Рога алюминиевые 297,4р +3$ ручки
Руль МТВ алюминевый 249,6р
ручки на руль 90р
Седло Selle Bassano FreeWay 410,2р
Система Shimano Deore (22-32-44) 1925р
Тормозные ручки SRAM 5.0 450р
Штырь подседельный алюм. с амортизатором 781,2р
Тормоза и втулки Formula MD-1 6525р
Спицы DT 2mm 64шт 576р
Обод Alex DH-19 х2 960р
Итого, мы получили 700$. Однако, у нас остался открытым вопрос с вилкой. Ну что же, недолго думая, мы раскатываем губешку аж на Marzocchi MXC Air за 230$. С учетом неверных цен на зимнюю резину (комплект из двух Extreme W296 обойдется в 90$), мы ее вполне можем себе позволить.
Вывод - собирать с нуля дешевле обойдется, или столько же, но с лучшей комплектухой.
Автор приводит возражение, что никто из производителей не выпускает велосипедов с нужными характеристиками. Неправда. Берем первого попавшегося.. Сюрприз-сюрприз - это Jade (DEORE) 969$, но можно точно сказать, что часть снятой обвески 100пудово будет продана довольно быстро и за нормальные деньги. Наверняка и у остальных производителей найдется что-то похожее.
>Краткое обоснование
Возмутительно. С каких пор SRAM 5.0 встал на одну планку с Deore?! Сказки какие-то.. К тому же конкретно задний суппорт 5.0 выглядит и ощущается как мыльницы какая-то. ;(( Оправдать установку заднего суппорта 5.0 можно только желанием использовать кассету с 32 зубами за меньшие деньги, чем Deore. Хотя нельзя не заметить, что у SRAM более разумно чем у Shimano сделана подводка троса - в результате в рубашке не скапливается грязь и не клинит трос.
Зачем нужна система Nexave с получающимися жуткими передаточнми соотношениями - тоже неясно. Вполне достаточно будет Deore. Видимо автор забыл, что малый каденс пагубно сказывается на коленном суставе.
Полуслик Wormdrive абсолютно не держит грязь, очень плохо песок. В данном случае автор сильно заблуждается, решив выбрать резину по виду протектора.
Вместо ободов Alex DH-19, я бы выбрал обода Alex G3000 (V-образный обод по определению прочнее U-образного), если денег нет, либо Sun Ringle "Rhyno Lite", если деньги все-таки есть.
В остальном я практически согласен с автором.
>Теперь вопросы
>Почему GripShift, а не RapidFire?
Мнение насчет GropShift'ов весьма спорное. Я категорически не согласен с тем, что новичку проще на грипшифтах. На мой взгляд что выбрать - это дело личного вкуса, пристрастий, физиологии (все-таки подвижность кисти для пользования GS должна быть весьма хорошая) и конечно же привычки.
>Почему SRAM, а не Shimano?
На самом деле тема для флейма. Наверное ее и не стоит развивать, у обоих есть свои толстые минусы и тонкие плюсы.
Почему дисковые тормоза, а не кантилеверы?
Да, я согласен с автором, что диски рулят. Однако мощность торможения у дисковой механики существенно меньше, чем у настроенных вибрейков. Но колесо заблокировать все равно можно.
>Почему механические тормоза, а не гидравлика?
Автор выбрал для себя дисковую механику... Хозяин - барин, конечно.
Разница в обслуживании гидравлики и механики незначительна, ею можно пренебречь. Общая надежность и безопасность гидравлики выше механики. Простой пример - тормозная жидкость никогда не вытекает сразу, только в случае обрыва шланга, а это заметно, в то время как тросики относительно часто рвутся именно на торможении.
>Странно покупать раму, зная, что потребуется адаптер под тормоза
>Почему не купить голую раму, а потом ее обвешивать?
Ну на эту тему я вроде как достаточно убедительно высказался выше, где цены считались. К тому же адаптер заднего калипера дружит пожалуй только с багажниками на подседельник. Здесь получается практически несовместимая конструкция, результатом эксплуатации которой может быть повреждение диска и/или машинки и/или самого адаптера.
>63 мм - не маленький ли ход у вилки?
В выбранной вилке ход 63мм, отнимаем от этого preload 10мм, остается 53мм. В этом (2001) году я ездил по дорогам, где гребенка была 5-7см высотой, да еще и чередовалась с ямками, а значит на каждой яме и каждой гребенке выше 5см вилка будет пробиваться и отдавать в руки. Думаю мы не в клубе мазохистов и по собственной воле причинять себе такие неудобства.
При всей прагматичности выбора, Дмитрий позабыл одну простую вещь - НАДЕЖНОСТЬ и ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ. У вилки, стоящей на MesaGS и то и другое неудержимо стремится к нулю. А наивные рассуждения о том, что своевременное ТО позволит этому хламу жить долго и счастливо - суть есть прожектерство.
Вычитал в самом конце статьи: Дмитрий признает, что у него не слишком хорошее зрение. Это тем более повод поставить вилку с бОльшим ходом, чтобы незамеченная яма была проработана вилкой. В случае короткоходной вилки последствия могут быть непредсказуемы. Меня уже неоднократно на дорогах спасали именно 100мм хода, позволяющие прорабатывать довольно страшненькие на скорости свыше 40 и плотном потоке машин ямы. Самый неприятный случай был на съезде с Дмитровской эстакады, когда я держался за руль только одной рукой, а второй выковыривал застрявшую мобилу: чуть тряхнуло перед, очень сильно ударило в заднее колесо, но тем не менее рулевое колесо осталось в прямом положении. Ехал через день там же посмотрел и ужаснулся яма длиной метр, и встречным бортиком 8см.
>Эластомеры все ругают
То что эластомер съедает меньше усилий на подъеме - откровенный гон. На ровных поверхностях при движении в горку, где масляная вилка даже не шевелится, эластомер будет подпрыгивать как перепуганный еж.
Также при таком выборе мы имеем трату денег впустую. Через несколько месяцев придется покупать нормальную вилку, а ЭТО уже никому продать не получится. Хотя может и найдется какой ребенок..
Следующий момент - БЕЗОПАСНОСТЬ, которая тоже позабыта-позаброшена в пылу экономии. Ни для кого не секрет, что пружинно-эластомерные вилки имеют очень любопытную тенденцию "отстреливать" после экстремальных торможений и вообще в самые неудобные моменты. Это свойство отсутствует у масляных вилок с амортизатором.
Также к безопасности имеет отношение и амортизатор (отсутствующий в пружинно-эластомерных вилках) сам по себе - он существенно уменьшает тормозной путь.
Почему бы не прислушаться к общему мнению и не тратить деньги на заведомое дерьмо?
Для таких целей вполне подойдет 80мм-100мм масляная вилка со стальными пружинами, в приведенную мной конфигурацию она вполне хорошо вписывается.
>Амортизационный штырь - отстой!
Вот уж воистину отстой из отстоев. Совершенно не прорабатывает неровности, но при педалировании создает противное колбашение задницы. Непонятно зачем автор хочет его приобретать.
>Зачем покупать туклипсы, если планируются контакты?
Дмитрий хочет попробовать ощутить себя с "пристегнутыи" ногами, используя обычные ремешковые туклипсы. В какой-то степени это правильно, однако тут напрямую прослеживается желание провести аналогию от туклипсов к контактам. Это будет неверным - туклипсы не обеспечивают ни достаточной фиксации ноги, ни уровня удобства эксплуатации по сравнению с контактами. Ведь в туклипсы надо не толкьо всунуть ногу, но еще и затянуть ремешок, что со второй (как минимум) ногой приходится делать на ходу.
Но в любом случае это дешевле, чем купить и контакты и велотуфли, а потом обнаружить что не можегшь к ним привыкнуть. Действительно есть такие люди. Раз смог привыкнуть к туклипсам, значит легко привыкнешь и к контактам.
Общий вывод
Да, несомненно, приведенная модель апгрейда имеет право на существование, однако по моему глубочайшему убеждению и объективным условиям, начинать надо с другой рамы, которая имеет крепеж под диски.
Описываемый вариант апгрейда может быть приемлем только в случае езды на байке, путем постепенной замены выходящей из строя комплектухи, а не на стоящем без движения велосипеде. В данном случае этот вариант не эргономичен и ведет к слишком большим материальным затратам, даже с учетом того, что удастся выгодно продать всю комплектуху, оставшуюся от апгрейда MEsa GS.
Как результат - получается худший байк за бОльшие деньги.
Вы можете возразить мне в netmail, или на технофоруме ВелоПитера, где собственно и происходит основное побоище по этому вопросу. :)