Защита-это важно
Мне кажется необходимым использование "железных трусов" и наколенников (особенно на первом этапе), также не лишними будут налокотники. С ростом мастерства и скорости требуется покупка шлема (заплатите за него столько, на сколько цените свою голову, мне эта детать экипировки по крайней мере трижды если и не спасала жизнь, то предохраняла от серьезнейших травм черепа) и панциря, защищающего спину, ребра и клюцичы (я пожалел на него денег, в результате - долгое лечение трещин в ребрах и ключице, и последующие проблемы, связанные с привычным вывихом плеча). Польза варежек с защитой большого пальца многими оспаривается, так как они мешают свободному движению руки, а вот роллерская защита запястья зарекомендовала себя хорошо. Ушиб или вывих кисти - штука неприятная.
Вообще, использование защиты, особенно на этапе обучения, позволяет не думать о болезненности падения, не бояться его, и целиком направлять энергию на совершенствование навыков катания. Особенно она нужна девушкам (милые, берегите себя) и людям с травмированными в прошлом конечностями либо хрупкими костями. Никогда не бойтесь насмешек окружающих. Презрительное "Вот бояка, в шлеме катает", произносимое человеком без обязательств, аукается каждый год, когда со склонов вывозят новичков (а иногда и не очень), не справившихся со скоростью и послушавших таких вот "советчиков". Кости - ерунда, срастутся, а вот вторая голова у большинства уже не отрастает (см. MIB II).
- История - с чего все началось, до чего дошло и собирается ли заканчиваться
- Виды досок - а почему они такие разные?
- Подбор - если Вы уверены, что при росте 160 и весе 40 нужна UltraWide доска ростовки 200 - этот раздел то, что нужно.
Виды досок
All Mountain - это доски "для всего", на них с равным (не)успехом можно гонять по подготовленным склонам, ложась в глубокие "резаки", прыгать с трамплинов, катать технический freestyle (рейлы, столы и прочие чужеродные элементы), исследовать целину и вертикали halfpipe. Частица "не" здесь появилась потому, что деление на классы придумано не просто так - как любая универсальная вещь, этот тип снаряжения при росте мастерства перестает удовлетворять райдера, и приходится переходить на специализированный экип.
Впрочем, для большинства людей, не гонящихся за секундами и градусами круток, самый оптимальный вариант. Как правило, имеют directional дизайн и достаточно мягкие, прощают ошибки управления, радиус бокового выреза небольшой (но бывают варианты), часто вырез делается прогрессивным. Подбираются средней длины. Разгон средний (сильно зависит от материала базы, состояния снега, смазки). Управление на высокой скорости требует навыка.
FreeStyle - это доски для подготовленных склонов и выполнения самых разных элементов актробатики. Часто крепеж ставится так, что ноги смотрят в разные стороны (duck). Мягкие, как правило, имеют TwinTip дизайн, что позволяет уверенно чувствовать себя на сложных приземлениях и при езде в switch, радиус бокового выреза небольшой. Достаточно короткие. Хорошо разгоняются даже на небольших участках. Часто имеют керамическую базу. Управлять на высокой скорости сложно.
FreeRide - это доски в основном для целины, мягкого снега, хотя ничто не мешает кататься и на подготовленном склоне. Directional дизайн, жесткие, к ошибкам управления относятся не очень хорошо (хотя это зависит от фирмы), увеличен радиус выреза и длина (по сравнению с прочими), а также ширина. Разгон не очень быстрый (хотя, опять таки, это понятие относительное), управляемость на скорости превосходная, при недостаточном разгоне слабая (большая длина и ширина), требуют навыка уверенного обращения, ощутимо "выстреливают" при выходе из поворота. Я катаюсь именно на таких досках. Иногда имеют необычную форму (например O'Sin 4807).
Carve - это отдельная тема, про которую можно писать очень долго. Доски очень узкие, очень жёсткие (хотя бывают варианты и менее экстремальной направленности). Предполагают установку особого типа креплений ("жёстких", подробнее см. в разделе Прочее - Крепления) и использования ботинок, похожих на горнолыжные (см. Прочее - Ботинки). Очень высокие скорости, превосходная управляемость. Требуют филигранного владения техникой катания, ошибок не прощают.
Слалом, скоростной спуск, бордер - кросс (иногда) - вот основные направления использования. Сплошные превосходные степени, райдеров мало, фирм - производителей тоже мало. В некотором роде - отдельный класс бордеров, предпочитающих обтягивающую одежду (ничего не должно "парусить"), шлемы FullFace и полноценную защиту на все конечности и корпус.
Если что - то пронеслось мимо вас, "лёжа" в поворотах, почти не выбивая фонтанов снега и оставляя в склоне ровные глубокие дуги - это он. Жёсткий.
Если вы видите на пологом участке склона, к которому примыкает крутой, ровные, практически замкнутые окружности - это тоже он. Либо фрирайдер, тяготеющий к резаным поворотам и не боящийся кантовать свою широкую доску на большие углы (хотите научиться? обращайтесь).
Подбор
Первое, с чем надо определиться - это каким стилем вы предполагаете кататься. Для начинающего эта задача, как правило, чрезвычайно сложна - хочется одновременно прыгать с трамплина и кататься в half - pipe (FreeStyle), нарезать красивые дуги и "бублики" по укатанным склонам на горнолыжных курортах (Carve), и уверенно чувствовать себя в глубоком снегу freeride - трасс.
Под такие задачи, в принципе, неплохо иметь три (а лучше - больше) доски, при этом крепления и ботинки тоже покупаются отдельно под каждый вид, что абсолютно неприемлемо по финансовым соображениям для большинства начинающих. Здесь вступают в силу доводы "а вдруг не понравится", "а как это все возить", "а где это все хранить" и прочая, и прочая.
А потому в качестве первой доски я бы рекомендовал брать нечто All Mountain класса из средней серии производителя. Смотреть на самые дешевые доски не стоит - зачастую это "дрова", по ощущениям при катании, живостью напоминающие дохлую корову, а управляемостью - дверь от сарая. Конечно, и они имеют право на жизнь, но при наличии денег лучше их (деньги) не экономить. В конце концов, удовольствие и хорошее настроение от того, что дело "пошло", нельзя измерить в копейках. А при отсутствии - посмотреть на БУ снаряжение (крайне внимательно прочитав соответствующий раздел сайта, в котором описаны наиболее часто встречающиеся подводные грабли, густо посаженные производителями и продавцами).
Вместе с этим, смотреть на верхние модели (часто они имеют приставочку PRO к названию или являются "именными", то есть сделаны "по заветам" про - райдера из команды изготовителя) пока рановато. Учиться водить машину, сразу сев в гоночный аппарат, не стоит. Доски высшего уровня для новичка слишком норовисты, их отзывчивость и жесткость приводят к постоянным падениям, в том числе и весьма болезненным. Да и материал базы, как правило, такой, чтобы обеспечить минимальное сопротивление скольжению - они набирают очень приличную скорость даже на пологих тренировочных склонах.
Итак, ЧТО покупать - понятно. Диапазон цен на подобные доски - это примерно $200 - $300 в "сезон", в зависимости от "раскрученности" производителя возможны варианты. Я не очень люблю платить деньги за дорогие наклейки, хотя и "кот в мешке" тоже не нужен. К2, Flow, Scott - совсем не полный список, но доски этих производителей вызывают крайне приятные ощущения как при катании, так и с точки зрения эстетики (графика, сбалансированность формы). Кстати, покупая доску, не поленитесь проверить качество резьбы во всех отверстиях для установки креплений. Бывает, что там затаился заусенец или просто сорваны витки. Хотя именитые фирмы подобных промахов не допускают, обнаружить дома такой вот "сюрприз" крайне неприятно.
Теперь самое сложное - выбор длины доски. Никаких единых рекомендация в этом вопросе нет, единственное, что можно сказать - этот параметр зависит от роста и веса райдера (кстати, легким несколько сложнее научиться). Фирмы - производители, как правило, имеют в каталоге табличку соответствия, но слепо следовать ей не стоит. Подбор длины - дело очень индивидуальное, и искать можно долго. Общий подход прост: более длинная и широкая доска устойчивее, медленнее едет (за счет большей площади поверхности), чуть тяжелее управляется по сравнению с короткой, больше весит.
Смотреть ли людям с большим размером ноги на широкие доски? Я не знаю. Являясь обладателем 48 - го размера (представьте себе мои двуслойные ботинки), я катаю на обычной (не - wide) доске. Широкие доски обладают не слишком хорошей торсионной жесткостью и дольше перекантовываются. Да, приходится ставить несколько необычные для обычного бордера углы креплений, чтобы ботинок не выходил за край доски слишком далеко. Но это дает более четкое прохождение резаных дуг, пусть за счет некоторой потери устойчивости на приземлениях. Можно в качестве первой взять wide доску, а потом перейти на нормальную.
Первая доска не должна быть очень жесткой - с ней сложнее справиться, да и ошибок в управлении она не прощает, моментально вылетая из - под ног. Мягкие доски лучше управляются на небольших скоростях, охотнее режут склон, более комфортны. С ростом мастерства вы сами почувствуете, что доска перестала вести себя как надо. Выросла скорость - уходим к более жестким вариантам с большим радиусом бокового выреза.
Что выбрать, кэп, сандвич или гибридную конструкцию? Это вопрос скорее религиозный или относящийся к сфере личных предпочтений. Специалисты с умным видом рассуждают о тонкостях передачи усилия от ноги на кант и обратно, торсионной жесткости и прочих хитрых параметрах. Неспециалисту и любителю все эти рассуждения не очень-то и нужны - давайте просто кататься и получать от этого удовольствие. Спорт высоких достижений - удел немногих.
|
|