Долой натуральные материалы?
Все сейчас говорят о том, что натуральные материалы для спорта малопригодны. И в целом я сам поддерживаю это убеждение. Однако существует несколько моментов, о которых не стоит забывать.. В натуральных материалах кожа человека чувствует себя уютнее, чем в любой, даже очень похожей на хлопок, синтетике. Большинство натуральных тканей тяжелее повредить, чем синтетические, а если все-таки порвали/прожгли, то восстановить их тоже легче, чем синтетику. ;) И еще один опыт: спортивный костюм Wilson из чистого х/б дышит гораздо лучше, чем мембрана Q.B. Tex, (субъективно - я не смог этот костюм намочить своим потом, хотя с потовыделением у меня проблем нет) а промокает насквозь где-то за 30 минут хорошего ливня, либо несколько часов под моросящим дождем. Это х/б, но очень дорогая х/б..
Весна и осень
Самое сложное время для правильного выбора одежды. Солнышко уже начало конкретно греть или до сих пор заметно греет, так что, если вы оденетесь, руководствуясь температурой в тени, то на солнце имеете все шансы перегрется, а если по температуре на солнце, то рискуете хорошо померзнуть в тени. Положение усугубляется и тем, что весной организм еще не перестроился на летний режим энерговыделения (+15 вам может показаться жарой), а осенью - на зимний (+5 при большой влажности покажется чуть ли не арктическим холодом). Поэтому и весной и осенью велик риск переохладиться.
Я думаю, что не стоит пытаться одеть что-то универсальное. Имеет смысл одеваться во все светлое, чтобы снизить до минимума влияние перепада температур на солнце / в тени. На время езды надо одеваться под температуру в тени. Причем желательно иметь верхнюю одежду с регулируемой вентиляцией. Например в куртке Baon "Prost" по желанию можно как создать сквозняк, так и вообще прекратить вентиляцию простым расстегиванием и застегиванием центральной молнии, однако этого мало при положительных температурах. В более интересных моделях, предусмотрены специальные молнии на внутренней части рукавов, на боках и даже на спине. А на случай длительных остановок брать с собой флисовку с длинным рукавом, которую можно либо надеть сверху, если у вас велоодежда, либо пододеть под куртку.
Очень помогает полоска на голову с тонким флисом и windstopper'ом - тепло и комфортно.
Наиболее правильным вариантом экипировки надо признать специальную велоодежду с windstopper'ом, а в рюкзачке везти флисовку со штанами на случай длительных остановок.
Я в это время одеваюсь в демисезонную велоформу с gore-tex windstopper, плюс флисовка с длинным рукавом на стоянки или разогрев.
Лето
Здесь все очень просто. Основной принцип: светлая одежда, отлично отводящая влагу от тела и способная ее быстро испарить. Оптимальна специальная велоформа. Натуральные ткани неприемлимы.
Дождик летом надо считать за благость, ибо байкер с водяным охлаждением является гораздо более мобильной моделью, чем байкер с воздушным охлаждением. ;) Но, если ваш организм так не думает, то придется его одеть во что-то непромокаемое и очень хорошо дышащее, подробнее см. выводы о технологиях
Большой недостаток лета - комары, слепни и мошка и прочие кровососущие. Как быть с этой бедой?.. Некоторые предлагают "относиться философски", "расслабиться", или даже говорят о вырабатывании "привычки". Это полная ерунда. Никакой привычки не вырабатывается ни у кого. Реально через 2-3 дня покусов организм способен снижать аллергическую реакцию на укусы, но не более того. Философское отношение можно поддерживать, если тебя кусает один комар на сотню летающих вокруг, а не каждый второй... Другие предлагают обливаться химией с ног до головы, желательно чистым диметифталатом. ;)) (см. тему Химия и жизнь)
С этим бедствием также можно бороться, правильно подбирая себе одежду. Первое - одеваться только в светлые тона. Это снижает вероятность покусов больше чем на 50%. Второе - стирать велоформу и мыться самому в конце каждого дня похода - свежевымытое тело практически неинтересно комарам и прочей саблезубой братии. Третье - одевать одежду, которую не могут прокусить летающие насекомые. Это снизит вероятность покусов практически до нуля. ;)
Обычная велоформа прекрасно прокусывается любым видом летающих кровососущих, кроме мошки, клещи вообще не способны прокусить любую одежду. Поэтому есть смысл выбирать велоформу из тканей типа DryFlo Pique. Я езжу в майке производства Biemme из очень интересной по плетению ткани, и в обычных велотрусах из спандекса. Велотрусы прокусываются абсолютно свободно, а майку за прошедший 2000 год прокусили буквально пару раз.
Снимки одного и того же участка ткани снаружи и изнутри с одинакового расстояния:
Объективный недостаток - отсутствие манжет на рукавах, которые служат препятствием проникновению клещей и мошки.
Зима
Зимой есть две огромные проблемы: ветер снаружи и конденсат внутри. И если в однодневной покатушке напортачить с одеждой, ничего страшного не случится, а вот многодневном походе ошибки могут привести к весьма печальным последствиям.
Ветер "лечится" любой мембраной. С конденсатом все гораздо сложнее. За прошедшие две зимы, которые я ношу куртку с мембраной (Q.B. Tex), конденсат замерз на внутренней стороне мембраны только один раз, но это была совершенно сумасшедшая погода - холод и дикий ветер, и ехал я существенно быстрее (т.к. второй человек оделся слишком легко), а поэтому потел намного больше, чем рассчитывал. Здесь очень важно одеться так, чтобы охлаждение происходило за счет тепловыделения, а не испарения пота. Двадцать раз подумайте, прежде чем натянуть на себя еще одну теплую вещь.
Я бы рекомендовал одеваться исходя из температуры воздуха, но так, чтобы ехать было прохладно или чуть тепло, а спокойно стоять больше 5-8 минут невозможно. А с собой обязательно брать какую-нибудь дополнительную теплую вещь с длинным рукавом на случай остановок. Режим нагрузки выбирать такой, чтобы ни в коем случае не перегреться и не начать активно потеть. Если нагрузка больше, чем вы надеялись - надо раздеваться. Лучше, если будет холодно, но в запасе сухие вещи, чем вы промочите всю одежду, и влажная, она начнет тянуть из вас тепло как хороший морозильник... Какая бы ни была супер-пупер синтетическая шмотка, она все равно берет в себя некоторое количество влаги, и вам приходиться нагревать не только воздух под одеждой, но и воду, которую она набрала в себя.
Конкретно рекомендовать какую-либо одежду тяжело, можно посоветовать только принципы:
- обязательно одевать термобелье, это избавит вас от очень многих проблем с терморегуляцией, при этом помнить, что спортивное термобелье лучше работает при хорошем облегании тела, т.к. площадь испарения тела в десятки раз меньше, чем площадь испарения спортивной ткани;
- одеваясь, рассчитывать на движение в определенном темпе, и, по возможности, не превышать и не снижать этот темп, а при снижении/повышении темпа добавлять или снимать одежду;
- если у вас верхняя одежда с мембраной, хорошо подумайте, что будет, если на ней намерзнет кондесат, и исходя из этого что одеть под нее;
- одеваться лучше в несколько тонких слоев: толстовка из 300-го полартека и под ней майка довольно удобный вариант, но если вы превысите предполагавшийся при выезде темп движения, то снять вам будет нечего (майка мало на что влияет, а без толстовки околеть можно), поэтому в данном случае лучше одеть майку, на нее что-нибудь из 100-го полартека, а верхним слоем уже 200-й полартек или куртку с мембраной и нетолстым утеплителем;
- если вы оделись слишком тепло, разденьтесь или снизьте темп движения;
- если оделись слишком легко, оденьте еще какую-нибудь шмотку, либо увеличьте темп движения.
Учтите также, что термометр обычно показывает чистую температуру воздуха, да еще и висит у теплого окна. А ветер вносит свои, весьма существенные коррективы (данные в таблице округлены до ближайшего целого):
Таблица зависимости охлаждения от скорости ветра |
|
9 кмч |
18 кмч |
27 кмч |
37 кмч |
46 кмч |
55 кмч |
65 кмч |
74 кмч |
83 кмч |
-29oC |
-32 |
-43 |
-50 |
-55 |
-58 |
-61 |
-63 |
-64 |
-65 |
-26oC |
-29 |
-40 |
-46 |
-51 |
-54 |
-57 |
-59 |
-60 |
-61 |
-23oC |
-26 |
-36 |
-42 |
-47 |
-50 |
-53 |
-55 |
-56 |
-56 |
-20oC |
-23 |
-32 |
-38 |
-43 |
-46 |
-49 |
-50 |
-51 |
-52 |
-18oC |
-20 |
-30 |
-35 |
-39 |
-42 |
-45 |
-46 |
-47 |
-47 |
-15oC |
-17 |
-26 |
-31 |
-35 |
-37 |
-40 |
-41 |
-43 |
-43 |
-12oC |
-14 |
-22 |
-27 |
-31 |
-34 |
-36 |
-37 |
-38 |
-39 |
-9oC |
-11 |
-16 |
-23 |
-27 |
-30 |
-31 |
-32 |
-34 |
-34 |
-7oC |
-8 |
-16 |
-20 |
-23 |
-26 |
-28 |
-28 |
-29 |
-30 |
-4oC |
-5 |
-12 |
-16 |
-19 |
-21 |
-23 |
-24 |
-25 |
-25 |
-1oC |
-2 |
-8 |
-12 |
-15 |
-17 |
-19 |
-20 |
-20 |
-21 |
2oC |
0 |
-5 |
-8 |
-11 |
-13 |
-14 |
-15 |
-16 |
-17 |
4oC |
3 |
-3 |
-5 |
-7 |
-9 |
-10 |
-11 |
-11 |
-12 |
7oC |
6 |
1 |
-1 |
-3 |
-5 |
-6 |
-6 |
-7 |
-8 |
10oC |
7 |
2 |
1 |
-1 |
-2 |
-3 |
-4 |
-4 |
-5 |
© Toxa 01/27/04
|
|