Подготовка к походу началась вполне традиционно - со сборки нового байка, потому как на моем двухсосисе пришла пора делать профилактику шарниру. Собирал, естественно, из старой комплектухи. Отобрал обратно раму GT Tempest у Михи, докупил Цветику слики Nokian на оба колеса и себе вперед, а назад - Bontrager Hank 2.2", рубашек а-ля M-System производства Alligator, подводку к заднему дерайлеру RollaMajig и чего-то еще по мелочи. Не менее традиционно, собранный байк обкатать до похода уже не успел - были другие заморочки, но опыт сборок уже позволяет ехать на свежем байке без опасений.
Основной "другой" заморочкой оказался Garmin GPS 60CS, под который два дня компилировал карту на Карелию из нескольких источников и чуть не долбанулся расставлять слои в ней. Отрисовать же за пару дней карту на длинный маршрут, с учетом моих требований к картобеспечению, просто нереально.
Еще одна заморочка оказалась там, где вовсе ее не ожидал.. Напланировали мы поехать, дабы мощно поматрасить. И маршрут на 99% асфальтовый, хотя и с приятственными горками в районе шхер. А потому ехать с анатомиком никакого резона не просматривалось. Тут еще инет обрубили, и пришлось три дня бегать по Москве - искать велоштаны и багажник. Багажник нашел в Сокольниках, дурацкая, но достаточно прочная конструкция. Велоштаны нашлись там же, производства "ПИК-99" за абсолютно неразумные деньги. Но делать нефига, пришлось выложить почти 100$ за это угробище, потому как последний день перед походом. Только вечером в пятницу включили инет, нашел координаты AVL, но было уже поздно..
Велоштаны прикупил еще и потому, что предполагалось в них напихать всю снарягу на нашу двойку. Ну почти всю, кроме самого необходимого, едущего на Цветике в 14-литровом Yuksporr. Даааа.. Давненько я не ощущал велорюкзака на багажнике, уже и забыл что это такое. Особенно, с учетом того, что байк вместе с рюкзаком на выходе килограмм на 50 тянул, а тормоз только передний - задний дисковый на эту раму не ставится. Впечатления из серии "вспомним молодость".
На вокзале обнаружили, что Катенок и Наталья в новенькой дайнезовской защите; Цветик же долго размышляла, брать ее или нет и в конце концов решила не брать. Андрюха тоже прикупил короткие наколенники, чтобы хранить коленки в тепле. И, что удивительно, все с анатомиками. Загрузились абсолютно без проблем со стороны проводника: по ходу дела, мальчонке на все наплевать, вагон старый и раздолбанный.
Итого, считая меня, в защите ехали четверо. И, надо сказать. в последний день, уже по пути к Лумивааре от места стоянки я мощно убрался-защиту поцарапал весьма капитально. Катёнок и Наталья тоже заполучили по паре хороших следов на пластик непонятно от чего. На ногах они были бы совсем некстати.
А на моей защите за год эксплуатации живых (не подранных) мест почти не осталось, при том что падений было всего чуть-чуть. Остальные дыры от лазаний с байком по лесам - на что были бы похожи мои ноги, если бы не она?
Идея выгрузиться в Волховстрое с целью поглядеть на Старую Ладогу умерла, когда узнали, что время стоянки там - 1 минута. Посему, спокойно доехали до Лодейного поля, неспеша выгрузились, собрали байки и неторопливо покатились матрасить.
Чуть плутанули на выезде - я забыл как сделана развязка, накрутили лишних 500 метров, вернувшись на путь истинный. Надо сказать, что в связи с проблемами при сборке векторной карты я просто не успел изучить маршрут ни по снимкам ни по картам, только примерно точки опорные расставил и немножко достопримечательностей отметил, поэтому возникали геморройчики при поиске ночевок. Хотя, мне думается, они и так бы возникли - вода в Ладоге на два с лишним метра выше уровня нескольких предыдущих лет.
Плутание было связано ещё и с тем, что мы всегда на этой развязке заходили пешком вверх на мост. Что с велорюкзаком Тохи оказалось бы упражнением не для слабонервных
Толстенный слик и велоштаны съели почи всю жесткость рамы GT, катить по асфальту было мегакомфортно. Цветик налегке тем более наслаждалась свободой. Траффик вплоть до Импилахти весьма умеренный, идиотов почти нет. Первый приличный привал устроили на озере Кохтинское. Берег плавучий и подход к озеру мокрый, по прямо на берегу нашлась отличная твердая площадка, с которой можно смело заныривать в озеро - глубина там прямо под берегом здорово больше 2 метров. Тут нас немного погрызли слепни и лосиные мухи.
Небольшая ремарка. Вспоминая поход на Нерль, я, честно говоря, ожидал точно такого же облака слепней и лосиных мух в Карелии на протяжении всей дороги. Собственно поэтому мы заложили расход антикомарина 200мл в день на двойку. Однако наши опасения не оправдались. Во время движения появлялись единичные неагрессивные экземпляры, на остановках облако тоже не образовывалось. В общем, приятно удивился и подумал, что, наверное, облако появится дальше..
Катилось, надо сказать, просто замечательно - во-первых, дорога широкая и ровная, во-вторых, несмотря на отсутствие туч и вовсю светящее солнышко, было не душно и желания пообливаться водой через каждые 5 км не возникало. Плюс к тому же первый день похода, прекрасный сосновый лес вокруг - все это поднимало настроение и боевой дух ;)
После привала построили некое подобие пелетона, от которого, правда, Швед и Наталья довольно быстро отвалились - слишком высокий темп взяли. Женька, Сергей и Илья тоже ехали в хвосте - мелкий еще не вкатился, а у Женьки поджались колодки на переднем тормозе. Кроме того, у всех оказались перегружены рюкзаки за счет большого объема НЗ.
Насчет НЗ надо сказать отдельно. С магазинами там нынче везде весьма хорошо, за исключением Лумиваары, однако, по нашим данным на момент планирования похода, кое-где были провалы с нормальной едой. Поэтому НЗ запланировали на 8 раз поесть. Получилось весьма увесисто.. А вполне хватило бы взять НЗ на 2 еды и возобновлять его по дороге.
Километров через тридцать от старта слегка устали и начали ощущать встречный ветерок. Поэтому построили пелетон в очередной раз, и снизили крейсерскую скорость с 25 до 22кмч. Тут и Швед с Натальей отрываться перестали. Дозаправились в Юргелице водой в захудалом магазинчике, поискали в Олонце фирменный магазин с петрозаводской продукцией, но не нашли - помер тот магазин. Закупились продуктами на обед, который и устроили в Рыпушкалицах на берегу Олонки, там весьма симпатичное место обнаружилось прямо у дороги.
Там же пережили визит местных жителей, которые очень просили не мусорить. Но мы и не мусорили-всё, что остаётся после еды, довозится до ближайшей урны.
Отдохнувший после обеда Швед на пределе видимости лосил по обочине, догоняя стартовавших ранее Прозора, Катенка и Наталью. Вообще, все после обеда как-то вкрутили конкретно, что мы вчетвером (я, Цветик, Андрей и Sad Nik) слегка упарились догонять ведущих, пришлось поднять крейсерскую скорость до 27. Однако к Ильинскому послеобеденный запал прошел, все снова собрались в пелетон и покрутили дальше опять на 22кмч.
Поглядели на прикольный подвесной мост в Ильинском, который в принципе пешеходный, но по нему вовсю катают даже на легковушках, не говоря уже о мотоциклах. К этому моменту уже примерно устаканился ритм движения - ~10км крутим, отдыхаем, еще десятку крутим. Вполне комфортно. За Тулоксой тормознули у ж/д переезда, подождать Женьку, Серегу и Илью, но дождались только связи по рации. Договорились что мы едем вперед искать стоянку, до которой уже совсем немного осталось, а на дороге оставим знак куда сворачивать.
Траффик на дороге совсем маленький, поэтому почти всю вторую половину дня ехали двухколонным пелетоном, это гораздо веселее, чем в одинарном. Без особых проблем нашли свертку, про которую рассказывал Женька, сложили на обочине огромную стрелку из картона и уползли на берег. До Видлицы (там круглосуточный магазин и еще парочка работает до 23) решили не ехать - ибо надо есть раскладку, а пивка еще ранее закупили.
Единственный минус такого пелетона - у тех, кто едет сзади, существенно сокращается угол обзора - совершенно не видно, что творится с дорожным покрытие впереди, поэтому расслабиться окончательно не получалось.
Ну наконец-то Ладога! Прекрасный высокий берег, поросший соснами, и обалденный вид. Народу, правда, весьма изрядно на берегу, буквально через каждые 100 метров стоянки. И туча комаров, обрадовавшихся нашему приезду. Туча вполне нормальная для Карелии, но антикомарин уважает.
Там был настоящий "приморский" пляж с белым песочком, шумом прибоя, накатывающими волнами и палящим солнышком.. Что еще надо для полноценного матраса?
Мы с Катёнком сходили по берегу вправо примерно на полтора километра. Встретили по пути 3 лагеря, так что не так уж всё и плохо :) Рядом с нами и правда было много народу, поскольку простой подъезд.
Естественно, все побежали купаться, но водичка оказалась настолько холодной, что аж ноги сводило. Но все равно помылись. Тем временем доехали Женька, Илья и Сергей. Здесь запланировали дневку.
Сводило, надо сказать, не только ноги!
На следующий день скатались в Видлицу за продуктами и вполне весело дневку провели, даже на лодочке поплавали.
На выезде решили позавтракать в столовой. Вполне приличная столовка со смешными ценами и плохй вентиляцией, мы с Цветиком вдвоем наели на 65р. Работает столовка с 9 до 18, по выходным до 14.
Дозакупились адреналинчиком в тамошнем магазине и неспеша покрутили дальше. Ехать чегой-то было жарковато и вообще завтрак не желал на ходу перевариваться, поэтому заехали к 3-метровому камню, обозначенному на карте на берегу Ладоги. Самого камня не нашли, зато обнаружили отличную купальню с относительно теплой водой, в которой даже поплавать удалось. И примерно там же совершенно чумовой обрыв, над которым нависают огромные бульники. В Погранкондушах открывается привольный вид на Ладогу, можно еще залезть на сторожевую башню, главное ее не раскачивать - хилая.
Как не нашли? А то здоровенное, стоявшее в воде, у которого стоял автобус с группой фиников, готовивших на газовой горелке размером с ведро супчик? В общем, у меня на фотках нечто трёхметровое наблюдается! Купальня и правда замечательная, влево от неё по берегу есть стояночное место, кстати. А это другой камень, на карте не обозначенный.
На дороге постепенно начались горочки, первый тягунчик как раз перед Погранкондушами - набор высоты 60 метров. Но горочки, надо сказать, весьма приятные - ехать одно удовольствие. Каждый подъем буквально сразу вознаграждается прекрасным спуском, на котором замечательно успеваешь отдохнуть перед очередным подъемом. Да еще и дорога извилистая, в общем, совершенно не выматывает.
В Салми сделали попытку заехать посмотреть на пороги, но воды в реках мало и смотреть не на что абсолютно. Поэтому тема с остальными заездами к порогам закрылась сама собой, и дальше просто покрутили в Ууксу, где на острове была запланирована вторая дневка.
Пока искали остров, выяснили, что в этом году Ладога поднялась, и прохода к острову нет, а заодно попали под небольшой дождик. Выслали разведку в две стороны. Вдоль Уксунийоки стоянок не обнаружилось, но Женька с Серегой нашли боль-мень стоянку на берегу. Стоянка на натянутую двоечку, но, похоже, это вообще лучшее что там было при таком уровне воды. Купания никакого - поливались водой из ковшика. Плюс 100 метров до дачных участков со всеми вытекающими. Естественно, дневку в таком месте устраивать никакого смысла не было. Утром покрутили дальше и на всякий случай выслали еще разведку, но на п-ве Уксалонпя тоже ничего не нашлось. Зато нашли маленькую шиверку на подъезде к Иля-Ууксу, где и полазали с фотиками часик.
В Иля-Ууксу обнаружился магазинчик, где все дозаправились водичкой, а в Питкяранте пообедали. Здесь дорожка уже представляет из себя практически сплошные подъемы и спуски, я в паре мест откровенно пожалел, что спереди снял звезду на 22 зуба, потому как 34-32 как-то тяжеловато закручивалось. Хотя не доехал только в один подъем за всю дорогу: встать-то на ноги с велоштанами нельзя, потому как байк удержать от падения набок слишком тяжело.
Заехать мне удалось во все, минимум 36Х32. Но к концу некоторых готов был пойти пешком - и только ленивость отстёгиваться по такой жаре останавливала..
Собственно, на выезде с ночевки решили докрутить до Импилахти и попробовать задневать там. Особенно порадовала свертка с новой дороги на Импилахти: небольшой подъем, а за ним спуск на 30 метров с поворотом, выходящим на деревянный мост. Почему-то перед мостом все перепугались и оттормозились, еле увернулся, блин. Зато на следующий за мостом лобешник влетел сходу.
Перепугались и оттормозились потому, что не было понятно, что там на этом мосту за доски и вообще где по нему ехать. При среднем уровне владения байком проблем он не представлял, но в группе были и менее "продвинутые" товарищи.
На подъезде к Импилахти в заливе виден огромный бульник, жаль что его никто не отснял. В самом поселке побщались с местными бичами, сидящими у магазина внизу поселка, но быстренько оттуда укрутили в верхнюю, более приличную часть, из которой попытались выехать в искомое место.. полтора часа разведка налегке колбасилась по округе и нашла совершенно суперское место на берегу Ладоги. Смешно конечно, но место нашли совершенно случайно, чисто на интуиции разведчиков. Не зная что там, ни за что бы не сунулся по этой дороге так далеко. Место настолько понравилось, что повисли там аж на три дневки. Благо до магазина всего 7км отличной дороги, а вода стала еще теплее. Хотя, она была еще холодная, позволявшая нормально помыться, но не купаться.
Место и правда замечательное. Песчаный пляжик, масса рыбы вокруг, никого народу, разрушенная мельница, заросшая папоротником, неподалёку. Сливы, каналы-красота неописуемая! Там же были найдены и отсняты целые куртины ятрышника майского. Это наша, северная, орхидея. А поначалу, кстати, хотели ехать на другой залив, лишь в последний момент поддались предчувствию и решили ехать на этот.. Да и на этом место нашлось только с четвёртого захода.
На выезде с берега у Женьки окончательно провалился и передний тормоз (задний был мертвый еще до похода), что в сочетании с поджавшимися колодками ехать не давало. Так что в Ляскеля купили DOT-4, комплект для переливания крови в аптеке и я попытался прокачать систему. Весь воздух убрать не удалось, однако тормоза заработали. Передние колодки развели отверткой и оставили передний тормоз только для экстренных случаев. После каждого торможения им нужно было останавливаться и вручную разводить колодки.
В Ляскеля же с узенького мостика поглядели на сброс воды, воняющий канализацией и покрутили далее к очень красивому месту, где дорога идет по скальному прижиму прямо на берегу Ладоги.
На обратном пути обнаружили и причину этого, гм, запаха - стоящую на обрывчике в 20 метрах выше по течению общественную баню.
На улице стояла откровенная жара - приходилось поливаться из бутылок. Раскидал задние карманы велоштанов и засунул в них две 2-литровые бутылки с водой. Что забавно, по дороге попадались странные места, где дорога явно под горку, в том числе по данным GPS, ветра нет, а не катит. Едешь 20кмч и прямо-таки упираться приходится.. Чем эта странность вызвана, так и не понял.
В Рауталахти нашлась колонка с хорошей водой, конечно же залили бутылки. В Хелюля снова залились на колонке - воды на поливание уходило преизрядно..
На въезде в Сортавалу подождали Женьку, Сергея и мелкого, и неспеша докрутили до магазина. Пока то да се, выяснилось, что Наталье нужно срочно выбрасываться в Москву. Звякнули местным таксистам, но они ничего вразумительного сказать не смогли насчет поездки в сторону отличную от Петрозаводска, а предложили подождать до понедельника. В магазине закупились на ужин с завтраком и, хорошо груженые, поехали сначала на автовокзал, где ничего подходящего из рейсов не нашли, а затем на ж/д вокзал. Выяснили, что идет собака до Кузнечного в 5:20 и 17:25 ежедневно. Соответственно, Швед и Наталья едут с нами на ночевку, но отчаливают часа в 3, чтобы приехать на электричку.
Из всех проеханных за поход населенных пунктов больше всего понравилась именно Сортавала - небольшой, но очень приятный по архитектуре северный городок - особенно мне симпатичны центральные улочки, где большинство домов еще финской постройки.
Ночевку надумали по карте, плюс еще в Сортавале народ поспрашивали, где встать можно заночевать. Народ ткнул примерно туда, где и напланировали, однако в Вуорио нашли указатель на базу отдыха. Желание бани пересилило, покрутили смотреть чего за база. Пятница, вечер, ессно никаких мест не оказалось, а дорожка состоит из двух офигенных лобешников, в которые на 2-1 несколько тяжеловато заехать. Через какие-то дачи сунулись в одном месте на берег, но не понравилось. Выехали обратно на дорогу и затем свернули уже в первоначально задуманный поворот.
База называется "Дача Винтера". Когда станем больными и старыми, заедем поотдыхать - 7700 рублей стоимость суточной аренды коттеджа на 10 человек. В коттедже - сауна, кофеварка-микроволновка и все остальное, по чему скучают усталые велотуристы. Постфактум заглянули на сайт заведения - в прейскуранте и стриптиз, и массаж, и рыбалка с инструктором, аренда адмиральского катера, снаряги, снегоходов и прочего по вполне умеренным ценам.
Мест стояночных там, собственно говоря, и нет. Устроились кое-как на берегу. Чрезвычайно порадовало отсутствие комаров и слегка раздосадовало море рыжих муравьев, один из которых умудрился тяпнуть меня в губу, подонок эдакий. Зато купальня - восторг несказанный, а вода совсем теплая. Ох как мы оторвались! Местные зовут это местечко "солнечный берег", и действительно, солнышко светит с рассвета до заката. С утра долго купались перед выездом, особенно нравилось, что нырять можно прямо с берега - глубина немного больше двух метров сразу и очень удобный вылаз из воды. Но делать нечего - надо выезжать, хотя жарища стояла несказанная. Опять поливаться всю дорогу.
Народу и там оказалось немало - Прозор во время разведки вежливо прогнал с этого местечка пару рыбаков.
На подъезде к этой ночевке меня окончательно достала втулка DT Onyx. Пробег всего ~5ткм, а собачки уже вовсю проскакивают. Подложил кусок эластомера под собачку - стало лучше, но под большой нагрузкой все равно проскакивает. В общем, дрянь втулка: ось погнулась (это на двухподвесе-то! видать совсем из говнилиния сделана), грязезащита не работает, собачки померли.. гадость.
До Лахденпохьи докрутили с привалами по всем колодцам и колонкам. Закупились на выезде из города продуктами на пару раз пожрякать и покрутили дальше. Особо тормозить некогда было - в Лумивааре точка встречи с моими родителями, едущими с нами поматрасить на самой длинной стоянке. Очередной раз с ними созвонились, скорректировали время встречи и уехали на грунт.
Грунт, надо сказать, был бы вполне приличный, если бы не одно обстоятельство. Дорога в лесу и любая машина, а траффик там нехилый, поднимает тучу пыли, которая никуда не девается, а мээээдленно оседает сама по себе.. Ехать в этой туче просто отвратительно. Хорошо что ехать всего 10км.
Ты не ехал по ней обратно на байке.. Вперёд было ещё ничего. Обратно-просто ужас. Ровно перед нами проехал грейдер, воздух горячий, ни единого ветерка-и все кусты вдоль дороги белые.
Не, нафик такие грейдеры - мои слики в этой "пушистой" пересохшей грязьке держали кое-как, приходилось постоянно рыскать по дороге в поисках прокаток до твердого. Местами было очень неприятно - катишься по встречке с горы перед закрытым поворотом и как назло какое-нибудь раздолбанное ведро из-за него выруливает на скорости...
В Лумивааре дождались нашу немного заблудившуюся машину, и укрутили на берег, где и планировали зависнуть почти на неделю. Вода - супертеплая, нашли восхитительное купальное место, а стоянка не шибко загажена (в буквальном смысле).
Там мы и висели оставшиеся 5 дней - кто-то катался на лодке, кто-то рыбачил, кто-то искатывал окрестности в поисках пещер и костелов. И все без исключения наслаждались нырянием в теплую водичку, возможностью валяться на теплом камне под едва ли не круглосуточно светящим солнышком, окружающими видами и отпускным ничегонеделаньем - пасиба погоде, организаторам и участникам - отлично поотдыхали!!!
С учетом проезда 10км по трассе на Кузнечное, решили, что выброска будет из Сортавалы, желание крутить по этой пылище возникло только у Женьки, Ильи и Сергея.
Которые, увидев, что прошёл грейдер, уехали из Ихалы :) Прокрутив по грейдеру те же 10 км.
Мы с Цветиком очень хотели заехать в Старую Ладогу, поэтому выбрасывались вместе с родителями, заодно помогая собраться. Сборы автомобиля - это что-то сумасшедшее, увязывались почти 8 часов. Прозор решил схалявить и сгрузил нам сверточек со своей новой палаткой, эдак под 7-8кг весом. Выезжали в дождь.
Ну, положим там была не только палатка.
В Старую Ладогу заехали ночью, немного поспали до рассвета и с первыми лучами солнца пошлялись по тамошним достопримечательностям. По мне, так интерес представляет только пара церквей 11-12 веков. Стены крепости реставрируются, городище вяло копается. У домика настоятеля монастыря припаркован новенький псевдовнедорожник BMW, а вокруг жуткая разруха. В общем, впечатления вполне традиционные от действующих объектов религиозного православного культа. Где тяпнули Вещего Олега за ногу так и не нашли. Да и место то, скорее всего, ткнул наугад какой-нить гид, чтобы публика не домогалась глупыми вопросами.
Очень неприятно видеть первый русский город в таких развалинах - проломленные крыши деревянных строений на территории монастыря, церковь с проваленными кое-как чем попало заложенными стенами и картонками вместо окон. Особо сознательные местные жители расковыривают стену 17-18 века на кирпичи и бьют об нее бутылки. Впечатления остались довольно тягостные...
Побродили с Цветиком по Новгороду после обеда, и уже без особых перерывов доехали домой.
Матрас удался, ура! Всем спасибо и отдельно - родителям за водные развлечения.