Хочется странного (про цепи), давайте пофлудим.
Нажмите Вход или Регистрация если хотите участвовать в форумеФорумы RealBiker
Предыдущая Следующая Вверх Тема Байк и около него / Сложные вопросы ремонта велосипедов / Хочется странного (про цепи), давайте пофлудим. (24261 просмотров)
- - От Toxa (Руководитель проекта) Дата 2008-10-18 23:22
Тут идею коллега Барх с roller.ru подкинул - цепочки померять. Вот только не очень понятно как.
Есть два параметра: торсионная жесткость и поперечная жесткость. На что влияет каждый из них?

ps: у меня родилась определенная идея теста, но я ее пока зажму, потому как идея достаточно дорогостоящая и не очень понятно как ее реализовать.
Предшествующее - - От Sad Nick (Модератор) Дата 2008-10-19 20:37
А зачем?
Цепь совсем не рассчитана на силовое кручение и изгибание. При нормальной работе на нее и нет таких нагрузок, только растяжение. Если ее крутить и изгибать, она будет рваться. Так что тесты на скручивание и изгибание покажут только устойчивость к разрыву, что ничего не говорит о качестве цепи.
Предшествующее - - От Toxa (Руководитель проекта) Дата 2008-10-19 22:00

> Цепь совсем не рассчитана на силовое кручение и изгибание.


А что, по-твоему, представляет из себя процесс переключения передачи? =)

> При нормальной работе на нее и нет таких нагрузок, только растяжение


По моим впечатлениям, цепи на односкоростных приводах ходят на порядок больше, чем на многоскоростных.
Предшествующее - - От Sad Nick (Модератор) Дата 2008-10-19 23:03

> А что, по-твоему, представляет из себя процесс переключения передачи? =)


Написал многа букф, сам ниасилил, и все стер. Надо будет с утра на свежую голову подумать :-)

> По моим впечатлениям, цепи на односкоростных приводах ходят на порядок больше, чем на многоскоростных.


Там и цепи несколько иные. Жизнь у них проще, с этим не поспоришь.
Предшествующее - От Sad Nick (Модератор) Дата 2008-10-20 19:23
При измерении жесткости цепи получим график с несколькими характерными точками.
1. Начало упругой деформации, практически ноль, точка отсчета.
2. Начало пластической деформации элементов цепи.
3. Начало распрессовки пинов.
Также получим некоторую кривую, от точки 1 до точки 2 или 3, смотря что раньше произойдет. Кривая покажет что является штатной нагрузкой, точки - что является запредельной нагрузкой для цепи.

Мне с первого взгляда тест показался бесполезным, т.к. очевидно что все цепи работают :-) Однако, было бы интересно посмотреть на графики.
Предшествующее - - От mk (Модератор) Дата 2008-10-19 22:01
Это ты про "сопромат" что ли? Вроде бы известно, как измерить модуль Юнга, и предел прочности)) Да и торсионную жёсткость можно мерить только по усилию на сгибание.
Предшествующее - - От Toxa (Руководитель проекта) Дата 2008-10-19 23:45
Вопрос в том, что даст нам это измерение?
Предшествующее - - От mk (Модератор) Дата 2008-10-20 08:50
Это точная наука, и методики расписаны. Необходимо провести испытания на статическое растяжение, скручивание и циклические испытания при одних и тех же условиях для различных цепей. Испытание на растяжение даст упругость и предел прочности, на скручивание - "торсионную жёсткость", а после циклических необходимо измерить износ, что даст износостойкость конструкции.
Предшествующее - - От Toxa (Руководитель проекта) Дата 2008-10-21 15:09
Я тогда вернусь к допотопному флуду на тему "Что же растягивается в цепи?".
Варианты:
1. щечки вытягиваются
2. пины деформируются щечками
3. и то и другое
свои варианты.
Предшествующее - От snark (фемтоБайкер) Дата 2008-10-21 15:21
4. увеличиваются отверстия во внутренних щечках
Предшествующее - - От mk (Модератор) Дата 2008-10-21 15:22
У меня дома есть изношенная цепь. Нужно посмотреть внимательно! Микроскоп есть у кого-нибудь?=)
Предшествующее - - От Toxa (Руководитель проекта) Дата 2008-10-21 19:07
Микрометр нужен, однако.. Мне до сих пор интересно, вытягиваются ли щечки сами по себе.
Предшествующее - - От A.N. (РеалБайкер) Дата 2008-10-21 21:25 Исправлено 2008-10-21 21:37
Долго вспоминал где-ж я видел готовые фотки щёчек и пинов изношеной цепи. Вспомнил. Шелдон Браун постарался, однако: http://sheldonbrown.com/chains.html



Ууууупс... У него, оказывается, гифы с включеной прозрачностью. На белом фоне смотрится всё вполне обычно, но на коричневом... =))))))))

========== Updated: ==========

> Мне до сих пор интересно, вытягиваются ли щечки сами по себе.


Первоисточника уже не найду, но одному мотоциклисту, ещё во времена СССР, тоже стало это интересно. Он взял цепь, повесил её где-то в сарае, а к ней прицепил чего-то, по весу равное паспортному разрывному усилию этой цепи. Через месяц померял - длинна не изменилась.
Предшествующее - - От Toxa (Руководитель проекта) Дата 2008-10-21 22:05
То есть по сути, надо мерять
1. жесткость пинов и внутренних щек цепи
2. качество завальцовки пинов
ы?
Предшествующее - От A.N. (РеалБайкер) Дата 2008-10-21 22:19
Получается, что так.
У меня, даже, 3 измерения получаются:
1. Усилие выдавливания пина из наружной пластины,
2. твёрдость материала внутренних щёк,
3. твёрдость материала пина.

Всё это на выборке из, хотя-бы, десяти измерений на цепь (хотя, лучше, конечно, больше. :)  ).

Ну, после разборки новой цепи, ещё можно померять размеры элементов, чтоб зазоры вычислить - потом, если разница между разными цепями будет существенной, может и пригодится для каких-нить выводов.
Предшествующее - - От A.N. (РеалБайкер) Дата 2008-10-21 15:28
Изнашиваются пары трения - пины и отверстия в щёчках. И на пинах и на щёчках это очень хорошо видно.
Предшествующее - - От mk (Модератор) Дата 2008-10-21 15:35
т.е. отверстия в щечках становятся овальной формы, а пины становятся тоньше в местах крепления к щечкам?
Предшествующее - От A.N. (РеалБайкер) Дата 2008-10-21 15:49

> т.е. отверстия в щечках становятся овальной формы


Да. Во внутренних. В наружных, ессно, всё остаётся как было, ибо там соединение неподвижное.

> пины становятся тоньше в местах крепления к щечкам?


В местах контакта с внутренними щёчками.

Возможно, на цепях, выкидываемых по приципу "отходила тысячу - в помойку" это и не сильно заметно, но на совсем убитых видно замечательно! :)
Предшествующее - - От A.N. (РеалБайкер) Дата 2008-10-19 23:52 Исправлено 2008-10-19 23:58
Пока не вижу большого смысла в таком тесте. Ведь, цепь в многоскоростном приводе не должна быть излишне жёсткой в поперечном направлении. Будет жёсткой - будет сопротивляться работе с перекосом. Значит - как минимум, повышенные потери (ибо, с перекосом ей работать всё равно придётся).
То-же и с торсионной жёсткостью - какая-то она, конечно, быть должна, чтоб цепь со свёзд сама не спрыгивала. В то-же время, податливость цепи на скручивание может быть полезна в момент переключения (хотя... может и не полезна - надо ещё подумать... но однозначности, как-то, нет).

В общем, мне пока, даже, неясно что мы хотим получить в итоге (грубо говоря, что хорошо, что плохо).

> у меня родилась определенная идея теста, но я ее пока зажму, потому как идея достаточно дорогостоящая и не очень понятно как ее реализовать.


2 звезды, установленные с тарированным перекосом, натяжитель, привод, счётчик оборотов? :)
Для ускорения ресурсного теста, цепь поливается водичкой со взвешенным в ней мелким песком. Раз в N оборотов, промывается и смазывается. =)))))

Updated:
Да... Насчёт победителей: раз в M оборотов замеряется удлиннение цепи по стандартной методике. Ессно, кто дольше продержится, тот и молодец. :)

N и M вычислить из оптимального каденса 80-90, километража, скажем, 80км и 1000км. Осталось прикинуть среднестатистическую передачу, чтоб всё это в обороты перевести...
Предшествующее - От mk (Модератор) Дата 2008-10-20 08:52

> Пока не вижу большого смысла в таком тесте.


Думаю, тут вопрос просто в относительном сравнении характеристик цепей. Выводы будут типа "шимано более износостойка, но слишком жестка и плохо работает в грязи" и т.п.
Предыдущая Следующая Вверх Тема Байк и около него / Сложные вопросы ремонта велосипедов / Хочется странного (про цепи), давайте пофлудим. (24261 просмотров)

Powered by mwForum 2.22.0 © 1999-2010 Markus Wichitill


Нашли что-то интересное или полезное? Поделитесь! =)

© Anton Chubchenko, 1999-2016


Автор не несет ответственности за использование информации и программ, содержащихся на ресурсе http://realbiker.ru.
Вся представленная информация является интеллектуальной собственностью автора(ов).
Недопустима публикация в сетях и иных источниках и/или коммерческое использование без согласия автора(ов).
По вопросам рекламы на сайте обращаться сюда.
Спонсорская поддержка сайта.
Яндекс цитирования