Счастливым обладателям амортизационных вилок посвящается =)
Господа и дамы, сезон на носу. У меня в мастерской сезон уже начался. И.. понеслась разборка трупиков, в которые вилки умеют превращаться за зиму. Особенно это касается вилок Rock Shox.
Хочу напомнить про необходимость своевременно обслуживать ваши амортизаторы и вилки.
Естественно, мало кто может позволить себе обращаться в мастерскую в соответствии с регламентом производителя. Каждые ~~100 часов замена масла - это довольно дорого, да и время не резиновое..
Чтобы сэкономить время и деньги, необходимо выполнять всего лишь ДВА условия
- Никогда не мыть кархером сальники и пыльники.
- Никогда не начинать ехать, если на стойках засохла грязь. Сначала уберите ее.
Хочу еще объяснить, когда действительно пора что-то делать с вилкой. То есть, когда есть потенциальная возможность "влететь" на новую вилку. И все что дальше написано, относится только к масляным вилкам с башингами или стаканами . По всяким недоразумениям типа серии XC от Rock Shox я отдельно еще напишу.
Понятно, что раз уж потекли сальники, то вилку пора было ТОшить давным-давно. А вот если сальники не текут, а вилка, по результатам вскрытия - труп? Здесь я как раз такие случаи и распишу.
Ремарка. Важная. Ниже при всех операциях вилку необходимо медленно сжимать, контролируя ощущение от хода. А не как обычно качнуть пару раз. Не хватает веса чтобы медленно продавить - снизьте давление.
Rock Shox
Я люблю RS (как мастер) =) за то что это самые легкие в обслуживании и диагностике вилки. А также за то, что RS надо ТОшить действительно часто.
- Малейшие заедания при страгивании вилки. Это повод зарулить к механику на "пощупать".
- Шершавый ход - срочно в сервис.
- Заметное заедание при страгивании - поздняк метаться, но в сервис ехать, вдруг она еще жива.
- Заедания по всему ходу вилки, затуп - ехать в сервис и рассчитывать на замену вилки.
- Течь масла из-под сальников в любом количестве - срочно в сервис, хотя это обычно последняя стадия.
- Слегка проваливающаяся блокировка - не срочно, но двигаться в сторону сервиса, пока сальник не вышибло.
- Хорошо помыл сальники кархером? - сразу в сервис менять масло, если стоят родные сальники (черные или серые).
Fox Forx
Новые сальники SKF заметно осложнили диагностику. В некоторых случаях, если пробило пыльник и сальник грязью, то абразив не скапливается в промежутке между пыльником и сальником. Он благополучно попадает внутрь вилки и лишь пористое кольцо служит накопителем. Вилка при этом лишь чуть-чуть подтупливает, почти незаметно, а ТО уже давно пора делать.
- Легкое подтупливание вилки при сжатии. Это повод зарулить к механику на "пощупать".
- Шершавый ход - срочно в сервис.
- Заметное заедание при страгивании - срочно в сервис.
- Существенный затуп - срочно в сервис.
- Течь масла из-под сальников в любом количестве - срочно в сервис.
Marzocchi
Картриджи Marzocchi ведут себя существенно по-разному, поэтому упрощенная диагностика к ним слабоприменима. К тому же, Marzocchi весьма неприхотливы и могут не потечь и не особо тупить даже тогда, когда масло больше напоминает мазут.
- Течь масла из-под сальников в любом количестве - срочно в сервис.
- Затупливание или заедание на ходу - срочно в сервис.
- Заметное заедание при страгивании - срочно в сервис.
- Существенный затуп - срочно в сервис.
Manitou
"Фирма вилок Маниту выпускает..." =) Вот я бы не сказал. Парочка древних Skareb бегают на виду - вполне живенькие. Даже в прошлом году Mars CR занекромантили до вполне живого состояния. Я бы их по неубиваемости поставил в один ряд с Marzocchi и Magura.
- Течь масла из-под сальников в любом количестве - в сервис.
- Затупливание или заедание на ходу - срочно в сервис.
- Заметное заедание при страгивании - срочно в сервис.
- Существенный затуп - срочно в сервис.
Magura
Создалось впечатление, что Magura в заводском исполнении вообще любит тупить по любому поводу. А заводская смазки 2013 года (forkmeister которая) больше напоминает герметик, а не смазку скольжения.. При этом, вилки Magura не склонны течь.
- Затупливание или заедание на ходу - повод зарулить к механику на "пощупать".
- Заметное заедание при страгивании - в сервис.
- Существенный затуп - срочно в сервис.
DT Swiss
Адова разработка - наверное, сами все придумали, несколько замороченный конструктив, но весьма приятные вилочки. Лично мне не нравятся родные сальники, но альтернатив пока нет. Из-за сложного конструктива попадаются неудачне экземпляры - как допуски попали (уж больно резинки тонкие везде и не всегда компенсируют разбежку по допускам). Но, в общем-то, все лечится. Самое неприятное, что вилка делает вид, что у нее все хорошо, даже если вместо масла внутри черная страшная жижа. Наверное, это единственные сейчас вилки, которые имеет смысл привозить "на пощупать" не реже чем раз в тысячу километров, даже если нет никакой подозрительной симптоматики.
- Затупливание или заедание на ходу - срочно в сервис.
- Заметное заедание при страгивании - срочно в сервис.
- Существенный затуп - срочно в сервис.
- Течь масла из-под сальников в любом количестве - срочно в сервис. Там масла меньше, чем у остальных производителей.
SR Suntour
Ни разу не Marzocchi, не смотря на.. В общем, все что ниже Epicon - одноразовое и в ТО не нуждается. А если уж и делать, то своими силами, а не в мастерской - денег не напасешься на сервис. Качество сальников у сташих вилок ниже плинтуса, поэтому чистить их надо часто и это тоже лучше делать самостоятельно, опять же, по причине стоимости работ в мастерской.
- Затупливание или заедание на ходу - разобрать и почистить.
- Заметное заедание при страгивании - разобрать и почистить.
- Существенный затуп - разобрать, и.. как правило, выкинуть.
- Течь масла из-под сальников в любом количестве - готовить похоронную команду. Сальников пока нет в продаже.
- Затуп при низких температурах не лечится штатными средставми, но идеи есть - нужны жертвы. =)
RST
Тот же Suntour, только вид сбоку. Технологически получше сделаны, но не особо. Как и Suntour дико тупят при отрицательных температурах.
- Затупливание или заедание на ходу - разобрать и почистить.
- Заметное заедание при страгивании - разобрать и почистить.
- Существенный затуп - разобрать, и.. как правило, выкинуть.
- Течь масла из-под сальников в любом количестве - готовить похоронную команду. Сальников пока нет в продаже.
- Затуп при низких температурах не лечится штатными средставми, но идеи есть - нужны жертвы. =)
Задние амортизаторы
Тут ситуация с сервисом существенно лучше (для пользователя), ходят аморты заметно дольше вилок. И диагностика, доступная на пользовательском уровне, тоже достаточно проста.
- Течь масла - срочно в сервис.
- Не держит давление - в сервис.
- Провалилась блокировка - в сервис.
- Провалилась блокировка - в сервис.
- Текло масло, но перестало - срочно в сервис, все вытекло.
- Прошло N лет - в сервис. =)
Резюме
По всем широкоупотребимым вилкам вкратце пробежались, и, я думаю, ситуация понятна. Сейчас все производители упираются в вес компонентов, из-за чего проваливают долговечность. Нет больше вилок, как старые Marzocchi - типа раз в пару лет масло поменять. Все современные вилки требуют к себе внимательного отношения от пользователя и высококачественных расходников. А стоят при этом весьма уверенных денег.
Амортизатор затупил, или потек - с этим явно надо что-то делать. Либо лезть в него самостоятельно, вооружившись ремкомплектом, либо тащить в сервис. Нельзя его оставить "как есть", типа, потек немножко и перестал. В штанах вилок масла, которое может течь, 3-20мл, это очень немного.
© Toxa 2014-03-10