А зачем вообще разные рамки у заднего переключателя?
Для начала, напомню, какие они бывают. SS - short cage или короткая лапка. Два ролика находятся буквально вплотную друг к другу. GS - medium cage или средняя лапка. Расстояние между роликами побольше. SGS - long cage или длинная лапка. Ролики разнесены на максимальное расстояние.
Если мы посмотрим на велосипеды в магазине, то увидим, что на MTB стоят задние переключатели в основном SGS, а на шоссейниках - SS. Обусловлено это установкой условно-стандартных трансмиссий для MTB и для шоссе. Да и думать меньше над совместимостью: дерайлер с длинной лапкой наверняка будет работать везде (не вполне верное мнение, надо сказать). Даже сейчас, когда одна из стандартных конфигураций 10-скоростной трасмиссии MTB подразумевает установку заднего дерайлера со средней лапкой, все равно производитель ставит длинную лапку.
Так зачем же нужно разнообразие лапок переключателя? Вкратце: для идеальной работы вашей трансмиссии.
Неведомая настройка b-tension и длина цепи
Все, кто когда-либо ставил или настраивал задний переключатель наверняка пытались понять и увидеть, как работает винт "b-tension". Однако, зачастую, его регулировка не дает никаких результатов. Крутишь его от края до края и... ничего! А все потому, что неправильно подобрана длина цепи. Цепь попросту слишком длинная. Методика подбора длины цепи здесь рассматриваться не будет, но я подразумеваю, что длина цепи установлена правильно.
В реальности, винт b-tension оказывает очень существенное влияние на качество работы трансмиссии. По спецификации производителя, между верхним роликом и зубцами максимальной звезды кассеты должно быть 5-6мм. Если это расстояние больше, то начинает ухудшаться качество переключения, и тем оно хуже, чем дальше ролик от звезды.
Предположим, у нас кассета с формулой звезд 11-34 и переключатель SGS. И все у нас замечательно, пока не возникает идея поставить кассету с другой формулой. Например 11-25, ибо стиль катания сместился в скоростную асфальтовую область. И тут нас поджидают грабли в виде непонятных тормозов на заднем переключателе. И выкручивание винта b-tension тоже не помогает: ролик дерайлера безнадежно далеко от звезд кассеты..
Емкость трансмиссии
Все злоключения упираются в очень простую формулу: Rmax-Rmin+Fmax-Fmin, где R - звезда кассеты, а F - звезда системы. Таким образом мы имеем емкость трансмиссии, которая, в сочетании с Rmax и дает ответ на вопрос, какой длины лапка переключателя вам требуется.
Калькулятор для расчета емкости трансмиссии
Если спереди звезда всего одна - ставьте одинаковое значение для обоих звезд.
Посчитали, а далее заглянули в спецификацию на переключатель - вот и ответ:
Табличка для справки:
|
|
макс.
Звезда
кассеты |
макс.
емкость
трансмиссии |
Shimano |
SS Road |
27 |
29 |
Shimano |
GS MTB |
34 |
33 |
Shimano |
GS MTB 10sp |
36 |
35 |
Shimano |
GS Road |
27 |
37 |
Shimano |
SGS |
34 |
45 |
Shimano |
SGS 10sp |
36 |
43 |
SRAM |
Short Road |
28 |
31 |
SRAM |
Short MTB |
34 |
32 |
SRAM |
Short MTB 10s |
34 (*) |
32 |
SRAM |
Medium |
34 |
37 |
SRAM |
Long |
34 |
45 |
SRAM |
Long MTB 10s |
36 |
47 |
Campagnolo |
SS |
26 |
27 |
Campagnolo |
GS |
29 |
36 |
Campagnolo |
SGS |
29 |
39 |
* Из документации SRAM не вполне понятно, какого размера максимальную звезду штатно обрабатывает коротколапый переключатель.
Ошибки
Возникает логичный вопрос, почему бы не использовать всегда SGS. А вот не выйдет! Переключатель движется в соответствии с конструкцией. И если он предназначен для обработки 34 зубов, то со звездой в 25 зубов он может и не заработать. Здесь еще влияет конструкция петуха, к которому крепится задний переключатель.
Если поставим задний дерайлер со слишком длинной лапой, получим "задумчивый" привод. В предельном случае слишком длинной лапки, трансмиссию вообще не удастся настроить.
Если поставить слишком короткую лапу, мы рискуем воткнуть переключатель в бОльшие звезды кассеты, получить провис цепи на некоторых передачах и недостаточное натяжение цепи. Либо обрыв цепи на противоположных передачах, если попытаемся убрать "провис".
© Toxa 2013-07-10