Конструктивная особенность колес Mavic.
Mavic - очень уважаемый и любимый многими производитель. И я его тоже люблю и уважаю, несмотря на то, что сам продаю Fulcrum. И RacerX его любит. И мы хотим, чтобы наши любимые колеса приносили нам непреходящее удовольствие во время катания.
Однако, инженеры Mavic на пару с маркетологами заложили в свои втулки замечательные грабли: подшипник скольжения во фрихабе. Он, конечно, на фторопластовой втулке, но особой погоды, при желании крутительной нирваны и надежности, это не делает. Пока втулка ходит в чистых и спокойных условиях (т.е. у 90% байкеров) - все замечательно. Но, как только начинается грязь, нерегулярная переборка или соревнования - тут же идет износ этой фторопластовой вставки.
По некоторой информации, Mavic считает нормальным и допустимым люфт фрихаба, измеряемый в 1.5 толщины звезды на краю максимальной звезды кассеты. Однако, при таком допуске уже ощущается нечеткость переключения, а в грязных условиях появляется скрип или шуршание, ухудшается свободный ход. Собственно, это я и наблюдал у пациента Mavic Crosstrail, хотя люфт составлял меньше 1 толщины звезды.
К слову сказать, не так давно я заменил все подшипники у этого колеса Mavic Crosstrail по причине фатального износа родных. Пробег был порядка 9000км.
Разборка задней втулки Mavic Crosstrail
Я не буду разбирать всю втулку. Ведь нужно только снять фрихаб, чтобы вылечить его от врожденного недостатка. Ключем или головокй на 17 откручиваем наружнюю гайку со стороны фрихаба:
Затем.. Затем просто снимаем фрихаб и смотрим, что у нас внутри. Внутри у нас ужасно грязный (несмотря на недавнюю переборку) подшипник скольжения:
А вот и причина раздражающего скрипа - износившаяся фторопластовый подшипник скольжения:
Вытерев от грязи подшипник скольжения, четко видим следы износа:
Отверткой выковыриваем пыльник, который должен защищать втулку от грязи:
Вытерев пыльник, обнаруживаем очень интересную форму защитной кромки пыльника. Видимо, это результат износа, ведь врядли его так отрезали на производстве. Обратите внимание, что, фактически, Mavic реализовал одинарное уплотнение втулки.
Подготовка втулки Mavic Crosstrail к модернизации
Конечно же, надо тщательно очистить втулку от грязи:
Следующий этап - извлечение фторопластовой втулки подшипника скольжения. Для этого понадобится плоская отверта и тиски. Хотя тиски могут и не пригодиться, у меня они просто есть - грех не воспользоваться.
Зафиксировав корпус фрихаба, просто подковыриваем отверткой дальний край втулки скольжения, оперев ее о ближний край фрихаба. Результат - выковырянная втулка скольжения:
А это наше секретное оружие для устранения врожденного недостатка фрихабов Mavic. Вставка от TheHubDoctor:
Надо сказать, что вставка подходит к любым втулкам Mavic - MTB и шоссейным от Crossride и Aksium до SLR. Эта алюминиевая вставка заменяет собой втулку скольжения. А вместо подшипника скольжения, в нее запрессовывается подшипник. В нашем случае - керамический подшипник с двойной защитой от грязи.
Естественно, после выковыривания втулки скольжения, необходимо тщательно очистить корпус фрихаба, а посадочное место обработать медным спреем, медной смазкой, либо хорошей консистентной смазкой:
Замена втулки скольжения подшипником во фрихабе Mavic
Для установки вставки и подшипника требуется очень хороший пресс для подшипников. В нашей мастерской используется пресс от RWC. Смазанную вставку запрессовываем в корпус фрихаба, чекером 0,02мм проверяем качество установки - не должно быть ни малейшего зазора, иначе подшипнику будет некомфортно жить:
Установили вставку TheHubDoctor, далее смазываем медной смазкой (лучше) или пластичной посадочное место для подшипника, а также внешнюю обойму самого подшипника:
Тщательно и аккуратно запрессовываем керамический подшипник во вставку:
Фрихаб Mavic в сборе, теперь это будет втулка на честных 4 промышленных подшипниках:
Подготовка втулки к установке фрихаба
Теперь наступает творческий этап, требующий прямых рук, специальной оправки и неторопливости. Мы пробуем одеть фрихаб на втулку, и, кончено же, у нас ничего не выходит:
На корпусе втулки Mavic диаметр поверхности (на фотографии - широкая белая полоса), по которой трется родной подшипник скольжения заметно больше, чем внутренний диаметр обоймы подшипника.
Поэтому, берем специальную оправку, и неспеша обтачиваем эту поверхность, чтобы на нее оделся наш новый промышленный подшипник:
После обработки, поверхность стала шире. В процессе обработки нужно очень часто примерять подшипник, чтобы он ставился и снимался руками, но, в то же время, плотно сидел на втулке. В идеале, втулку нужно обработать на очень легкий конус, сужающийся наружу. Здесь главное, чтобы подшипник не болтался на корпусе втулки.
Второй ключевой момент при обработке - сделать ее достаточной ширины, чтобы фрихаб сел на втулку до упора. Это легко проверить, наблюдая за внешним подшипником при прокручивании фрихаба. Центр подшипника, во время свободномго хода колеса, должен крутиться отдельно от фрихаба:
Вылеченная втулка Mavic выглядит снаружи точно также, как и родная:
Цена вопроса
Mavic предлагает заменять изношенную втулку скольжения вместе фрихабом целиком. Цена самого фрихаба в розничной продаже в Москве - около 60-70$. Плюс работа по его замене (рублей 400-1000, в зависимости от места). Но, при этом не следует забывать, что поверхность скольжения также изнашивается, а ее-то заменить можно только вместе с корпусом втулки. И полного устранения люфта в случае такого ремонта не произойдет. Также вы не замените в результате такого ремонта самый нагруженный подшипник во втулке.
Причем, даже если вы купите сам фрихаб, понадобится еще и сальник. А вот где взять его и сколько он стоит - ума не приложу. Старый сальник к моменту износа фторопластовой втулки также в состоянии сильного износа, это четко видно на фотографии выше.
Теперь посчитаем во что нам обошелся апгрейд втулки Mavic. Сам комплект для апгрейда в розничной продаже стоит около 60$-70$. Работа по его установке - около 1000-1500р. В итоге получается абсолютно не люфтящий фрихаб и не изнашивающийся корпус втулки, 2 новых подшипника, новый пыльник. Заодно, имеет смысл заменить и оставшиеся два подшипника, это обойдется еще в 800-1900р, в зависимости от уровня подшипников. И здесь уже будет результатом практически новая втулка на 100% подшипниках качения.
© Toxa December 17, 2010