Велосипед для невысокого роста и/или маленького веса
Не так чтобы очень часто, но довольно регулярно я сажаю на MTB девушек с ростом ниже 160см. Также обращаются родители, желающие купить нормальный велосипед своему ребенку, но ребенок еще не очень-то дорос до взрослых размеров.
Вот конкретный пример. В данном случае взяли Ghost SE 7500 ростовку 14" с перспективой сокращения хода вилки до 50мм, а то и до 30мм, либо установки жесткой вилки.
Рост 150-160см
В теме выбор велосипеда рассмотрено, как подбирать размер велосипеда. Однако, сейчас я рассматриваю случай, когда рост меньше 160см, то есть, бОльшая часть рам просто не подходит. В принципе, MTB рамы выпускаются даже 11" ростовки, но стандарт заканчивается на 16". Некоторые производители выпускают велосипеды с ростовкой рамы 14", еще меньше выпускают 13", и лишь единичные 11". Последний размер (11") в России представлен только в линейке Specialized, насколько мне известно.
Однако, какая бы ни была маленькая рама классической MTB геометрии, существует еще одна проблема - высота вилки. Проблема заключается в том, что даже с самой маленькой ростовкой высота верхней трубы в передней части все равно очень большая.
Для роста ниже 160 даже столь маленькая рама может не подойти - верхняя труба, начиная с середины, находится слишком высоко и представляет потенциальную опасность.
И здесь приходится решать что делать. Существует несколько вариантов решения.
Можно взять велосипед с женской геометрией, здесь лишь небольшая часть верхней трубы будет потенциально опасной. Некоторые женские рамы даже приемлимо весят и неплохо катят.
Женская геометрия
Можно взять велосипед с y-рамой, здесь также частично решена проблема с верхней трубой. Но найти такую раму сейчас очень тяжело - в основном это микробюджетные детские велосипеды на 20-24" колесах.
Рама Y-типа
Как вариант, для роста ниже 160 можно укоротить ход вилки до 30-50мм. Конечно, если с конкретной вилкой это можно сделать. В результате, верхняя труба рамы снизится очень существенно. Как вариант - заменить вилку на короткоходную.
Укоротить ход вилки
Как правило, у людей небольшого роста, еще и вес меньше 50кг. Под таким весом не будет работать ни одна штатная вилка, вилку необходимо тюнинговать под работу с такой маленькой нагруззкой. Поэтому, хорошим вариантом будет избавиться от лишних полутора килограмм веса на велосипеде и поставить жесткую вилку. Единственный момент - современные жесткие вилки делаются под 0-100мм виртуального хода, на фотке слева под 0мм, справа под ~50мм.
Поставить жесткую вилку
Самое правильное решение, на мой взгляд - собрать колеса на 24" ободах. Это позволит сохранить геометрию велосипеда и значительно уменьшить высоту рамы. Но для этого требуется, чтобы велосипед изначально был оборудован дисковыми тормозами. Некоторые грабли этого метода заключаются в том, что на 24" трудно найти хорошие обода и покрышки: выбор либо из экстримных, либо из юниорских моделей. Но, тем не менее, вопрос решаемый. Приличные подходящие обода - Alexrims DM18 (YOUTH)
Собрать колеса на 24"
В довесок этой темы. Если рама в 16" лишь чуть-чуть велика, но меньшая ростовка почему-либо недоступна, имеет смысл поискать модели с более короткоходной вилкой. А если 16" рама чуть великовата с вилкой 80мм, то можно просто вилку заменить: дело в том, что у разных производителей разная высота вилок с одинаковым ходом. Разница может достигать 1-2 сантиметров, чего может оказаться вполне достаточно для того, чтобы рама подошла.
Вес меньше 60кг
Более распространенная тема - проблема работы амортизационной вилки под весом меньше 60кг. Это уже касается не только роста ниже среднего, но и довольно большого числа девушек, а также подавляющего большинства подростков. Практика такова, что стандартные вилки либо не работают вообще, либо очень плохо работают при маленьком весе байкера.
Наиболее простой вариант, в таком случае - поставить жесткую карбоновую или титановую вилку. Вы сбросите с велосипеда кучу мертвого веса, станет легче рулить и выдергивать руль при заездах на бордюры и т.п. препятствия. Оба материала хорошо гасят высокочастотную вибрацию.
Другие варианты подразумевают шаманство и пляски с бубном вокруг вилки. Под модернизацию точно подходят недорогие Marzocchi с картриджем R (MX Pro, MX Pro LO). Легко переделывается картридж у вилки RS Pilot XC. Думаю, что смогу переделать картридж Rock Shox turnkey damper. Почти уверен насчет недорогих вилок Rock Shox серии SID. Можно довести до ума некоторые модели RST, типа First Air. Можно вылечить (ненадолго) SR Suntour серии XCR. Я не уверен насчет вилок FOX, и просто не знаю насчет Magura и Spinner. Хотя летом 2008 года пробегала тема, что некоторые вилки Magura достаточно плюшевы, чтобы нормально работать под весом в 45кг и можно отделаться лишь заливкой более жидкого масла.
Идея любой такой модернизации заключается в том, чтобы, во-первых, залить жидкое масло, вплоть до 0w, вместо родного 7,5w; какое подойдет - придется выяснить методом подбора. А во-вторых, заставить таки вилку работать.
Что делать с вилками Marzocchi недавно было подробно расписано - на выходе получается картридж HSCV, превосходно зарекомендовавший себя за период почти в 10 лет (по той же ссылке идти с вилками SR Suntour серии XCR).
В картридже Rock Shox turnkey damper потребуется скорее всего насверлить дополнительных дырок (или одной хватит) диаметром от 0.5мм и больше в картридже.
В вилках RST придется подобрать пружину или выкинуть лишнюю, в зависимости от того, что у нее внутри. Либо, если там стоит тот же сантуровский картридж (или его клон), что в Suntour XCR и Marzocchi MX, идти по ссылке на ремонт R-картриджа Marzocchi.
С совсем дешевми эластомерками все даже проще обстоит. Во-первых, выкинуть одну из пружин, если их стоит две. Если по-прежнему плохо работает - выкинуть ластик из пружины. Если по-прежнему плохо работает - отрезать кусок пыльника (изображение в абзаце "лечение") в одной или в обеих штанинах.
Отрезаем кусок сальника в дешевой эластомерке
В заключение
Не один раз я сталкивался с вопросами, когда подростку лет 10..13-ти нужен хороший велосипед, на котором можно участвовать в гонках (в основном, это секции велоориентирования). Но, хоть расшибись, колеса в 26" слишком большие: не подходит ни одна рама. В таком случае нет нужды морочить себе голову, а просто брать велосипед на 24" колесах. На 24" хорошие (нетяжелые и катящие) велосипеды делают Ghost и Wheeler. В общем-то на рынке больше ничего выдающегося в детском и подростковом диапазоне не присутствует. Большой плюс - не придется крутить огромные (для низкого роста) шатуны взрослого байка. В добавок, даже если подростку и удается взгромоздиться на MTB, то он на нем не сидит, а буквально лежит, что не есть хорошо (и про длину рамы забывать не стоит). В качетсве наглядной иллюстрации:
Велосипеды с колесами 26" и 24": разница и по длине и по высоте заметная.
Чтобы довести такой велосипед до условно-гоночных кондиций, потребуется поставить поприличнее задний и передний дерайлер, а при желании, и возможности - поставить дисковые тормоза. Вообще, при некотором желании, обвеску на подростковом велосипеде с колесами 24" можно довести хоть до XTR или SRAM X.0 (единственная проблема - придется поискать подростковую систему). Например, Ghost Powerkid 24 вполне переделывается в условно-гоночный велосипед. Но дешевле получится собрать колеса 24" и укоротить вилку на нормальном байке с маленькой рамой. =)
Ghost Powerkid 24 Это подростковый велосипед, однако очень культурно собранный, с приличной рамой, на которой есть проушины под дисковые тормоза, вилка также с крепежом под диски.
Автор не несет ответственности за использование информации и программ, содержащихся на ресурсе http://realbiker.ru.
Вся представленная информация является интеллектуальной собственностью автора(ов).
Недопустима публикация в сетях и иных источниках и/или коммерческое использование без согласия автора(ов).
По вопросам рекламы на сайте обращаться сюда. Спонсорская поддержка сайта.