Все нижесказанное полностью относится к тормозам Formula ORO K24. К модели K18 относится все, за исключением системы FCS.
В моем зверинце обновление - передний дисковый тормоз ORO от итальянской фирмы Formula. Этот тормоз рекламируется как "дисковый тормоз будущего", и весьма хочется посмотреть, чем же и как мы будем тормозить в будущем. Розничная цена K24 - 5600р за сторону, K-18 - 4600р за сторону.
Это новая серия тормозов, т.к. серии B4 и 4Racing (от последней осталась только версия 4R DH, доработанная и переименованная в Extreme DH и Extreme FR) остались без существенных изменений. ORO позиционируются производителем как универсальные тормоза под все стили катания, от туризма до даунхилла.
ТТХ
- Технология: мастерцилиндр сечением 10мм, FCS, калипер с двумя противостоящими цилиндрами (22мм)
- Материал: алюминий
- Вес: 357гр передний / 390гр задний включая задний адаптер и диск.
- Крепеление: Postmount, IS через адаптер.
- Диски: 160, 180, 200мм
- Регулировка: FCS
- Цвет: серебристый
Более полно на сайте производителя (сохранено) русская документация
Комплектация, внешний вид
Сам тормоз в сборе, диск, комплект для подгонки длины гидролинии, крепежные болты, документация, наклейки, коробка. Все это аккуратно распихано по пакетикам, как обычно. Болтики залиты уплотнителем. Инструкция (английская) вполне достаточная для установки и прокачки тормозов самостоятельно.
Первое что бросается в глаза - диск с волнистой тормозной дорожкой. Функционала в этом особого не вижу (ну чуть получше поверхность колодок очищаться будет), но с точки зрения дизайна - вполне удачное решение. Второе - монолитная тормозная ручка, выглядящая ПРОЧНО и компактно. Приятно наблюдать отсутствие снаружи расширительного бачка, который интегрирован в ручку. Обращает на себя внимание весьма тонкая и очень гибкая гидролиния.
А вот что действительно удивляет - универсальность ручки. Ее можно поставить и налево и направо, в зависимости от привычки, при этом не переделывая гидролинии. Мотоциклисты скажут большое спасибо.
Установка
Тормоз ставится с помощью одного торкса и двух шестигранников. Теперь не приходится мучиться с подкладыванием шайбочек для центровки калипера относительно диска.
Ставить тормоз быстро и приятно, вся процедура заняла минут 10 времени.
При эксплуатации обнаружились некоторые грабли. Возвратная пружинка может цепляться диском и перекашиваться, колодки при этом непрерывно и сильно трутся о диск и убиваются за сотню километров. Имеет смысл после каждой установки колеса проверять этот момент.
Эргономика
Хочется отметить очень, очень, просто офигительно удобную ручку. Хотя, это вопрос немного религиозный, кому-то у Magura Tomac нравятся ручки, поэтому заостряться на нем не будем.
Тормоза притерлись очень быстро, несмотря на рекомендованные 100 мощных торможений.
Ходовые испытания велись в мокрых условиях недавней оттепели, поэтому визг и писк сопровождали всю дорогу. Однако, на втором-третьем обороте колеса писк исчезал. У B4 Pro писк полностью исчезает на 3-4 обороте. А сегодня, рассекая по немеряным сугробам (28 января), мне так и не удалось заставить перестать пищать B4 Pro, в то время как ORO не пищал вовсе.
Замена колодок более удобна по сравнению с другими сериями тормозов Formula. Колодки теперь вынимаются сами по себе, без вращения колеса; а ставить их удобнее, чем колодки серии B4/4R - не приходится мумукаться с пружинным паучком.
Прокачка - отдельная радостная песня. Теперь прокачивать систему можно просто положив байк набок, дырка для прокачки на ручке расположена так, что при горизонтальном положении байка она оказывается сверху. Может быть, для условий мастерской это менее удобно, но мне гораздо проще выйти во двор и там прокачать тормоз, чем решать эту проблему в доме. С другой стороны, если вы прольете тормозную жидкость, то весь руль и рулевой стакан могут оказаться испачканными.
Регулировка удаленности ручки от руля - в очень широких пределах, сделано не очень удобно, но она и нужна один раз.
За счет универсальности, ручка в районе крепления гидролинии не идеально сочетается с манетками Rapid Fire.
Колодки, по мере истирания, подводятся автоматически, как и в других гидравлических тормозах Formula.
Мощность и модуляция
А здесь начинается самое интересное.
Особенность тормозов Formula ORO - FCS. Дословно, это "система контроля чувствительности". В технической документации единственный пункт 2.2., описывающий этот механизм, называется loadless travel adjustment ("регулировка свободного хода"). Короче говоря, из документации ни разу непонятно что это и как работает.
Практика приятно удивила. Маленьким рычажком действительно регулируется свободный ход ручки. Причем, именно ручки, а не колодок. При этой регулировке, ручка, находящаяся в отпущенном состоянии, остается в том же положении, то есть настраивается конец свободного хода.
Уж не знаю, насколько это предусматривалось разработчиками Formula, но нигде в документации не указано, что, помимо свободного хода ручки, регулируетсмя еще и мощность тормоза. При коротком ходе ручки тормоз становится мощнее, при длинном ходе ручки мощность тормоза уменьшается.
Я катаюсь круглогодично и о подобной регулировке можно было только мечтать! Зимой нужен лучший контроль - пожалуйста. Тестили тормоза на голом льду, контроль просто идеальный. Летом нужна выше мощность - да на здоровье, скока вешать в граммах? На плотном снегу, сравнимом по сцепным свойствам с грунтом, колесо совсем не сложно заблокировать, а, значит, на сложных спусках не будут отваливаться руки.
Модель K18 дешевле за счет отсутствия FCS и настроена система на некое "среднее" положение FCS.
Резюме
Похоже, что инженерам Formula удалось родить и запустить в массовое производство вполне замечательный тормоз, способный удовлетворить очень широкий круг пользователей по соотношению модуляция/мощность. Добавить к этому малый вес. В целом, очень удачное приобретение. Сзади также стоит ORO.
Спасибо мне за предоставленный для обзора тормоз. =)
Если возникли какие-то вопросы, их можно задать на форуме или в мыле.
© Toxa 23.06.2006